Музей в центре перемен. РЭМ отмечает свое 120-летие
На этой неделе в Российском этнографическом музее много мероприятий, приуроченных к его 120‑летию: экскурсии, презентация проектов, научная конференция, заседание Ассоциации этнографических музеев, секции арктических музеев…

ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС
РЭМ — один из крупнейших этнографических музеев мира. В его собрании около 700 тысяч единиц хранения — материалы по 158 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет создать самостоятельную экспозицию. В залах здания, построенного по проекту архитектора императорского двора Василия Свиньина специально для показа этнографических коллекций, посетители видят часть богатейшего собрания. Там представлена галерея костюмов народов России, в том числе одежда из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов народов Сибири и Дальнего Востока; великолепные среднеазиатские ковры, парадное оружие и утварь народов Кавказа, украшения из самых разных материалов и многие другие предметы традиционного народного ремесла.
На пресс-конференции шла речь об итогах важного для музея уходящего года и планах на будущее.
— Сегодня музей находится в парадоксальной ситуации, — говорит директор РЭМ Юлия Купина. — Он в эпицентре традиций и одновременно в эпицентре перемен. Это специфика Года культурного наследия, которая делает его особенным для нашего музея. В нынешнем году РЭМ вышел за пределы здания, ведет активную деятельность от Балтики до Сахалина. Традиционные партнеры — в основном муниципальные и краеведческие музеи. Не везде мы можем показать свои коллекции, но есть возможность проводить экспертные выезды в регионы. Эти контакты и связи станут багажом для деятельности в будущем.
В текущем году РЭМ выступил координатором программы «Многоликая Россия» — проект, в который вошли четыре федеральных округа. Различные музеи страны создавали и разрабатывали этнографические маршруты.
Реализована большая программа выставок. Музей определил для себя направление, которому придано новое звучание, — представление традиционной русской культуры. Выставкой «Мы русские» проект был представлен в рамках Дней РЭМ на Сахалине.
В феврале 2022 года создана Ассоциация этнографических музеев и коллекций России. В нее вошли 68 музеев, по большей части муниципальных и краеведческих. Как полагает Купина, сеть будет развиваться, во многих музеях есть этнографические коллекции, а значит, существуют общие проблемы и задачи. Петербургский музей во главе этого движения, готов к взаимодействию с регионами и налаживанию межрегиональных связей.
Что касается научных планов, обсуждается создание современной экспозиции, посвященной Восточной и Юго-Восточной Европе, народам Украины, Белоруссии и Молдавии. Зреют планы и в отношении Северного Кавказа и Крыма.
Вплотную приступил музей к созданию постоянной экспозиции, посвященной культурам народов Арктики, Дальнего Востока и Сибири. Начало положил проект «Арктика — земля обитаемая», который представляет публике 500 экспонатов. В арктических коллекциях музея свыше 50 тысяч единиц хранения, а также более 10 тысяч фотографий и документов. Серьезные основания для того, чтобы заниматься этой темой.
Намерен РЭМ показать публике выставки и на гастрономическую тему, включая отечественное виноделие, и, не исключено, издать о том же книгу.
Как рассказала Юлия Купина, посетители ждут от музея информации, новых знаний, ярких событий. РЭМ экспериментирует, внедряет новые формы работы: игровые программы, квесты, прогулки в «закулисье» музея, модное дефиле на выставке. Центр ремесленных традиций проводит лекции, мастер-классы, встречи с современными мастерами, этнофестиваль «Россия в узорах». Музей — площадка для диалога с посетителями.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7293) от 09.11.2022 под заголовком «Музей в центре перемен».
Материалы рубрики
В Пушкине подготовили выставку в честь Александра Моисеевича
Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 18 марта
Русский музей отметит свое 125-летие
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии