Музей «Царское Село» готовится к 300-летию Екатерины II и восстановлению Китайского театра

Лето не спешит уходить, а впереди, хочется верить, золотая осень. Это лучшее время, чтобы посетить сады и парки наших пригородных музеев-заповедников. Поток туристов стал заметно меньше. В любимых венценосной семьей парках немноголюдно, спокойно и красиво. Для самих музеев наступает время подведения итогов уходящего лета и составления планов на перспективу. О том, каким этот сезон был для «Царского Села», что еще предстоит сделать до наступления холодов и что в будущем, рассказывает директор музея-заповедника Ольга ТАРАТЫНОВА.

Музей «Царское Село» готовится к 300-летию Екатерины II и восстановлению Китайского театра | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

— Ольга Владиславовна, летом в «Царском Селе» многолюдно. Как вы справляетесь с потоком посетителей?

Таратынова.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»


— Если вспомнить период до пандемии, огромные очереди стояли в Екатерининский дворец. Передышку и локдаун мы использовали, чтобы найти решение. В результате изменили систему приема посетителей. Определили, сколько людей музей может принять безболезненно для интерьеров, произведений искусства, и строго придерживаемся этой цифры. Приоритет у того, кто заранее ­забронировал билеты, то есть выкупил их онлайн. Люди задолго планируют визит в музей, как в театр. Часть билетов поступает в кассы. Мы не можем пренебречь теми, кто уже приехал к нам издалека.

— Расскажите о реставрационных проектах сезона.

— Из объектов, которые мы завершили в этом сезоне, — Пенсионерная конюшня, финал шестилетней реставрации. Это первое в мире кладбище императорских лошадей. Мы будем создавать в Пенсионерной конюшне экспозицию «Лошади на службе у императорского двора», откроем ее весной следующего года. Но сам памятник уже показываем во время тематических экскурсий по выходным.

— Что‑то новое еще представите в ближайшее время?

— Планируем в этом году завершить реставрацию Пирамиды в Екатерининском парке: три метра высотой, с внутренним пространством, сводом. К началу работ Пирамида внутри была в аварийном состоянии. Со времен войны утрачены колонны, которые венчали захоронения собачек Екатерины II, в том числе самой любимой — Земиры. Ей даже Державин написал эпитафию. С задачей мы справились — привели объект в порядок, дополнили то, что было утрачено.

Подходит к концу реставрация Морейской колонны в Екатерининском парке. Ее создали по проекту Ринальди в честь победы русских воинов в 1770 году на полуострове Морея в Средиземном море, было «в плен турков взято шесть тысяч». На памятной доске выбито имя участника события — предка Пушкина Ганнибала, чем поэт очень гордился.

Мы рассчитывали на стандартную реставрацию с консервацией и восполнением утраченного, но все оказалось гораздо сложнее. Колонна, как и Александровская, стоит без креплений, опираясь на постамент собственным весом. Это мрамор XVIII века, он мягкий, подвержен эрозии, пьедестал выветрился. Мы долго совещались. Решили колонну укрепить, не восполняя утраты. Вставки на подлинном мраморе будут отличаться. Попробовали пока законсервировать. Мягкий поврежденный мрамор изъяли, поверхность укрепили.

— Реставрация Александровского дворца продолжается?

— Каждый год мы стараемся ее завершить, Министерство культуры нам помогает финансово. Планировали закончить работы еще в 2024‑м, но резко изменились расценки, нормативы. Цифра, которая была заложена, значительно выросла, в очередной раз просим средства из федерального бюджета. Надеемся в 2026 году завершить весь дворец.

В этом году открыли парадные залы, работы в которых велись на деньги музея. Активно работаем с четвертым залом — продолжением парадной анфилады — Малиновой гостиной. Публика ее еще не видела.

Когда наконец поставим точку в реставрации дворца, настанет время приводить в порядок территорию вокруг. Начнем восстанавливать первоначальную планировку. Там будет маленький собственный садик, он когда‑то существовал. Есть перспективы по использованию Тройной аллеи, там можно устраивать музыкальные концерты.

— Что будет во втором крыле дворца?

— Экспозиционных помещений там нет. В том крыле будет располагаться выставочная зона, библиотека, связанная с историей дома Романовых. Сейчас мы стараемся собрать книги о царской динас­тии, особенно жизнеописания разных императоров. Все, что касается быта императорской семьи, ее ближнего круга, исторических личностей той эпохи. Нам есть что показать.

— Недавно появилась информация, что наконец начинается очистка водных объектов музея-­заповедника.

— Еще несколько лет назад это был самый главный вопрос нашего существования. Мы видели, как на глазах в худшую сторону меняется ситуация с прудами. Подача воды в них иссякла еще в начале XX века. Об этом писали в дореволюционных журналах и в исторических документах. Не мы создали эту проблему, она усугубилась, когда стремительно стал расти город Пушкин.

Внимательный посетитель видит, что пристани, построенные в XIX веке, — например, на Виттоловском канале, — возвышаются над водой на метр. Пруды зарастают камышом, в отсутствие притока и оттока воды размножились водоросли. Что мы только не пытались делать. По инициативе друга музея и мецената Вадима Задорожного нам привезли и выпустили в Большой пруд две тонны толстолобика и белого амура, эти рыбы едят водоросли. За прошедшую зиму они выжили, раздобрели, их стало видно. Но они привыкли к более теплой воде и в нашем климате не размножаются.

Долгое время мы били во все колокола, стучались в разные двери, но понимания не находили. Ситуация сдвинулась с мертвой точки пять лет назад. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко дал соответствующие поручения, была ­создана межведомственная рабочая группа и разработана «дорожная карта». Сейчас принимаются уже серьезные действенные меры. Только что приступили к очистке прудов Екатерининского парка от водной растительности и донных отложений, работаем во взаимодействии с комитетом по природопользованию.

Город даст нам воду, причем самым быстрым образом — через водопровод. Мы получим добавку к тому, что имеем, чтобы была смена воды дважды в год.

Музей взял на себя обязательства трудновыполнимые — реставрацию многих гидротехнических сооружений. Надо срочно приводить в порядок плотины и мосты, чем мы и занимаемся. Сейчас за счет Министерства культуры реставрируем две плотины. Летом на внебюджетные средства музея приступили к реставрации плотин XVIII века в Екатерининском парке. В наших парках сейчас можно видеть дороги, проложенные для самосвалов. Часть территории будет выгорожена, но придется потерпеть. Это нужно всем нам.

— Что дальше в планах?

— После Александровского дворца наши основные планы — Китайский театр. Это самый большой павильон в Царском Селе, тотально разрушенный. Там трещины в стенах, в которые ладонь проходит. Мы боялись туда рабочих пускать. К счастью, несколько лет назад сделали консервацию: огородили здание по периметру, закрыли временной кровлей, а стены стяжкой, чтобы вода не разрушала кладку еще сильнее. Обеспечили устойчивость, чтобы не рухнуло в ближайшие годы. Теперь надо делать реставрацию. Все это потребует лет восемь. Даже начать процесс — большой сдвиг в нашей послевоенной истории.

На это здание у нас большие планы. Хотим, чтобы там был выставочный зал, открытое хранение фондов костюма, мебели. Сейчас общая площадь 6 тысяч квадратных метров, после реконструкции будет около 10 тысяч. Это закроет многие лакуны в функционировании музея.

Восстановить Китайский театр — невероятно сложная задача. И мы счастливы, что наш давний партнер «Газпром» решился на это.

— Китайский театр не единственный, что у музея в перспективе?

— Из стратегических направлений — подготовка к 300‑летию со дня рождения Екатерины II, она родилась в 1729 году. Это абсолютно наша героиня. Многое из того, чем мы восхищаемся сегодня здесь, задумала и воплотила именно она.

— Что можно планировать к такому юбилею?

— Как минимум нужна выставка, но не хотелось бы идти по стандартному пути. Надо придумать тему живую, яркую, в то же время характеризующую эту выдающуюся историческую личность и женщину.

— Кроме выставки о Екатерине планируете что‑то еще?

— Еще одна идея родилась, когда съездили в Каргополь. Там по инициативе фонда «Дорогами Ломоносова» работала выставка-реконструкция несостоявшегося путешествия Екатерины II в Каргополь, для экспозиции мы предоставили из своего собрания редкие предметы XVIII века.

В местном музее увидели пот­рясающие фонды, о которых мало кто знает: золотное шитье, головные уборы, вышитые жемчугом. Красота неописуемая. Золото сверкает, как солнце. И мы придумали выставку «Северное солнце», которая отражает историю народных промыслов и искусство золотного шитья. Из Каргополя привезут потрясающие образцы из фондов историко-архитектурного художественного музея. Мы покажем наши дворцовые платья, расшитые золотной нитью, и головные уборы. Все это великолепие представим в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца. Дизайн доверили известному художнику Юрию Сучкову. Планируем открыть выставку в феврале следующего года. Хотим затем отправить ее в путешествие по России.

Читайте также: 

В Петербурге открыта выставка «Города и веси. Пейзажи России в творчестве современных петербургских художников»

На дружеской ноге. В Зоологическом музее РАН работает необычная выставка «Сны о мамонтах»



#царское село #выставки #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7995) от 18.09.2025 под заголовком «Будни и праздники Царского Села».


Комментарии