Музей «Невская застава» открылся после реставрации спустя 4 года
После капитального ремонта и реставрации, продолжавшихся четыре года, вновь открылся музей «Невская застава». Дом, в котором он расположен, – подлинный, бревенчатый, обшитый вагонкой, – сохранился практически в неизменном виде со времени постройки. Расположенный неподалеку от станции метро «Пролетарская», на Ново-Александровской улице, он как будто бы спрятался в окружении хрущевских пятиэтажек.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– По документам, дом возвели не позже 1894 года, – поясняет директор музея Анна Яковенко. – Последний серьезный ремонт здесь был в 1960-х годах, когда здание из жилого приспосабливали под музей. Сейчас усилили фундамент: реставраторы дают ему запас прочности как минимум на сто лет. Укрепили перекрытия, сохранив оригинальные балки, заменили системы электроснабжения, центрального отопления, водоснабжения, канализации.
Ни одного бревенчатого венца менять не потребовалось: все они оказались в прекрасном состоянии. При реставрации использовали прежние технологии: на стенах и потолках восстановили историческую дранку, поверх которой затем положили новую штукатурку. Старинная круглая печка была демонтирована, очищена от наслоений краски, отреставрирована и возвращена на историческое место.
– Внутреннюю планировку в ходе ремонта мы не меняли, – говорит Яковенко. – А вот экспозиция стала новой. Ничего удивительного: появились новые архивные данные, возникли идеи, которые нам хотелось отразить.
На первом этаже теперь развернута экспозиция «Дом на Ново-Александровской», посвященная истории самого здания и 128-го квартала, в котором оно расположено, а также тому, какие метаморфозы претерпевал музей. Ведь сначала он существовал как «народный», рассказывал исключительно о революционной истории Невской заставы и об успехах строителей коммунизма. Кстати, следы того музея обнаружили во время реставрации.
– На чердаке под чистовой отделкой полов мы нашли стенды с фотографиями передовиков производства, которые были в нашей экспозиции в советское время, – рассказала Яковенко. – По всей видимости, тогда сотрудники музея не хотели их выбрасывать, но не знали, как сохранить, и решили просто спрятать... Мы пытались найти тех, кто тогда работал, но тщетно: было это четверть века назад, а трудились здесь горожане пенсионного возраста.
Экспозиционные перемены наглядно демонстрируют, как последние несколько десятилетий качается маятник истории. Два с половиной десятка лет назад упор сделали на краеведение и историю предпринимательства. Одно время в музее даже стеснялись, что раньше он был историко-революционным и нес на себе идеологическую функцию как «центра пропаганды революционной деятельности Ленина».
– В постсоветское время из экспозиции музея буквально «вычистили» все, связанное с революционным движением за Невской заставой, как будто бы его никогда не существовало! – восклицает замдиректора Алина Зоря. – Понятно, что в советское время был перекос в этом направлении, но ведь вычеркивать эти страницы из истории тоже несправедливо. Сейчас мы возвращаем эту тему обратно.
Именно поэтому с особым вниманием музейщики отнеслись к наполнению мемориальной комнаты рабочего Василия Шелгунова, где, как известно, проходили собрания революционеров и бывал Ленин. Собственно говоря, именно это обстоятельство в 1960-х годах послужило «охранной грамотой» и спасло дом от сноса. Теперь комната Шелгунова – смысловой центр музея.
– Мы постарались вернуть этому помещению исторический облик. Выяснили цвет и рисунок обоев, типичных для обстановки комнаты рабочего конца XIX века. По образцам заказали специальный тираж на Московской обойной фабрике, действующей более полутора веков. Там для нас отпечатали исторические реплики обоев с орнаментом, типичным для того времени, – пояснила Алина Зоря.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В комнату Шелгунова добавили музейные предметы. Копировальный станок – именно на таком рабочие могли множить листовки. Кроме того, появилась инсталляция, изображающая беседу Ленина и Шелгунова.
О революционном прошлом Невской заставы в музее теперь говорится действительно много.
– Мы постарались давать минимум оценок, рассказать на основе документов о том, что происходило на самом деле, ведь очень многие события уже превратились в мифы... Что толкало рабочих к революционной борьбе? Почему в 1901 году произошло выступление, вошедшее в историю под названием «Обуховская оборона», чего хотели рабочие? Ответы на эти вопросы помогут понять и что случилось в 1917 году, – считает директор музея.
Не случайно среди новых экспонатов музея – булыжник. Это одновременно и реликвия XVIII века – элемент мощения, и оружие пролетариата. Во время Обуховской обороны рабочие выламывали такие булыжники из мостовой Шлиссельбургского тракта. Этот булыжник в нынешнем году передал в музей старожил Троицкого поля Александр Смирнов.
– Раньше на Троицком поле дороги были вымощены булыжником, – рассказал даритель. – В конце 1950-х годов их заасфальтировали. Моя бабушка Валентина Григорьевна была очень хозяйственной, она принесла несколько булыжников домой, чтобы использовать в качестве гнета для квашения капусты...
Еще одним экспонатом стал медный бюст революционерки Марфы Яковлевой работы скульптора Вадима Трояновского. Полвека назад, в мае 1971 года, он был установлен на территории Ленинградского комбината цветной печати – бывшей Императорской карточной фабрики. Бюст стоял на бетонном основании, надпись гласила: «Героиня Обуховской обороны Марфа Яковлева». После того как комбинат прекратил свое существование, скульптура пострадала от вандалов. Несколько лет назад она была отреставрирована автором, а затем пополнила коллекцию «Невской заставы».
– По соседству с мемориальной комнатой Шелгунова на втором этаже в следующем году появится новая постоянная экспозиция, посвященная промышленным предприятиям и пролетариату, – рассказала директор музея. – Мы планируем даже воссоздать обстановку кабинета в полицейском участке, где работали те, кто по долгу службы боролся с революционной крамолой. Нашли очень много весьма любопытных архивных материалов и на их основе готовим квест: посетитель будет получать задания и самостоятельно искать ответы.
А пока рядом с комнатой Шелгунова разместилась временная выставка, посвященная массовой жилищной застройке Невского района. Согласитесь, мало кому могло прийти в голову, что примелькавшиеся всем типовые пятиэтажки 1950-х и 1960-х годов могут быть объектами внимания исследователей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7030) от 14.10.2021 под заголовком «Возвращение булыжника».
Комментарии