Музей музыки открыл залы новой экспозиции — «Музыкальные инструменты народов мира»

Выставка проходит в Шереметевском дворце.

Музей музыки открыл залы новой экспозиции — «Музыкальные инструменты народов мира» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Роза Садыхова, идея эта обретала конкретные очертания постепенно. Одной из точек отсчета стала коллекция свистулек, приобретенная музеем. Именно с нее начинается теперь экспозиция, развернутая в залах Садовой анфилады Шереметевского дворца.

Около двухсот свистулек из 43 стран размещены в общем пространстве — они стоят и парят в воздухе. И, конечно, звучат — в записи, сделанной специально для этой инсталляции под названием «Мировой свистопляс». «Свистопляс» — неуправляемый звук, который спускается сверху, с неба вместе с птичьим гомоном, — поясняет Роза Садыхова. — Орган — звук стройный, организованный, это то, что человек отправляет небу в ответ».

Большинство собранных здесь миниатюрных музыкальных инструментов сделано в ХХ столетии, но есть среди них и древние уникальные экземпляры — из археологических раскопок.

Этот зал и три следующих за ним представляют собой вступление или введение в тему (интродукцию). Увертюра озаглавлена так: «От свистульки до органа».

«Свистулька возникла свыше пяти тысяч лет назад, — рассказывает хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев, — орган — в I – II веках до нашей эры. Однако звучат в нем те же самые свистковые приспособления, на одной и той же звукогенерирующей основе».

Экспозиция построена таким образом, чтобы можно было проследить, как развивались, совершенствовались инструменты. Во втором зале целая витрина отведена флейтам всех времен и народов. Тут есть и древняя свистковая флейта, изготовленная примерно за 200 лет до наступления нашей эры, и флейты Пана, и австралийская флейта диджериду… Рядом — пастушьи рожки. И, наконец, главный экспонат зала — демонстрационный орган, построенный мастером Павлом Чилиным специально для музея. Его конструкция обнажена. Посетители могут увидеть и трубы, и клавиатуру, и педали, и меха, и прочие детали. На экскурсии им объяснят устройство органа и принцип его работы во всех подробностях.

Инструменты2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


В следующем зале предложат ознакомиться с внутренней жизнью рояля. Он раскрыт для любопытных глаз, словно книга. Видны струны, дека, клавиши, молоточки. Его ближайшие родственники (предшественники) — цитровидные музыкальные инструменты (цимбалы и цитры) представлены тут же. Можно увидеть, как простейшая конструкция (резонатор, над которым натянуты струны) усложнялась со временем, обретала все новые детали и возможности.

Дальше — народные скрипки всех видов и мастей (однострунные, двуструнные) из Сербии, Монголии, Китая, Японии, других частей света. Интересно, что корпус их зачастую выполнен из тех материалов, которые оказались под рукой, — из тыквы или полого куска дерева.

Завершают интродукцию ударные инструменты (бубны, барабаны, гонги, колокола). Тут можно поразмышлять не только о музыке, но и о древних верованиях, легендах и ритуалах разных народов.

Это умная, многослойная экспозиция, которую лучше изучать под руководством экскурсовода. Но она еще и очень красива. Стены залов выкрашены в глубокий синий цвет. Со стен и полупрозрачных завес смотрят странные лики, глаза — живописные работы Максима Исаева. Под потолком размещены световые скульптуры театрального художника Эмиля Капелюша. Как рассказывает дизайнер Юрий Сучков: «В них есть некий ключик. Они символизируют челн, который плывет по реке жизни, и одновременно челнок ткацкого станка. Они символически ткут историю звука, музыкальных инструментов».

Совершив путешествие по реке времени (то есть по вводным залам), посетитель попадет в мастерскую балалаечника и зал русских народных инструментов. Здесь представлены гусли, балалайки, скрипки, бандурки, гудки. И практически у каждого экспоната — своя история.

Например, гусли в одной из вит­рин принадлежали старому гусляру, которого исследователи отыскали где‑то в деревне в конце XIX века. Инструмент, который старик передал ученым, как выяснилось позже, был сделан во второй четверти XVIII столетия. Это редчайший случай — ведь до конца века девятнадцатого народные инструменты никто не собирал и не хранил. Они служили своим хозяевам, ломались, пропадали. И тем не менее Музею музыки удалось собрать интересную, разнообразную коллекцию. Часть ее представлена теперь в постоянной экспозиции. В первом разделе.

Второй посвящен новой жизни народных инструментов. Той, которая началась, когда Василий Андреев решил «соединить фрак с балалайкой» и создал свой знаменитый Великорусский оркестр. Сначала он обратился к скрипичным мастерам, и те усовершенствовали конструкцию балалайки, построили гусли на новый лад. Потом работать с Андреевым стал мастер Семен Налимов — его называют теперь «балалаечным Страдивари». Несколько его инструментов тоже можно увидеть в Музее музыки. Каждый узнает их по характерному декору — корпус всегда украшен темной вставкой необычной формы.

А еще на экспозиции есть подарочная балалайка, на которой никто никогда не играл. Василий Андреев преподнес ее своему другу артисту Александринского (и не только) Мамонту Дальскому. Инструмент украшен портретом Андреева и его дарственным автографом.

Пока для публики открыты только первые залы экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира». В следующем году музей планирует представить еще один, ирано-персидский раздел. За ним последуют китайские, индийские, африканские и японские залы…


#выставка #музыка #народы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «От свистульки до органа».


Комментарии