Музей истории города завершил воссоздание «летописи петербургских наводнений»

Музей истории города завершил работу над воссозданием «летописи петербургских наводнений». Под арку Невских ворот Петропавловской крепости на свои исторические места вернулись доски с отметками наводнений 1924 и 1975 годов, восстановлена историческая (цветная) окраска линий, показывающих уровень подъема воды в 1752, 1777 и 1788 годах, возвращена разметка на футшток.

Музей истории города завершил воссоздание «летописи петербургских наводнений» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«Летопись петербургских наводнений» под аркой Невских ворот начала формироваться в XVIII веке. На плите, выполненной из известняка, содержалась информация о наводнении 1788 года. На доске из белого мрамора размещались цветные отметки об уровне воды в наводнениях 1752 и 1777 годов. Точное время установки этих досок неизвестно.

Самое катастрофическое петербургское наводнение 7 ноября 1824 года было отмечено медной (или латунной) вызолоченной доской, повешенной по горячим следам в 1825 году. В 1924 году комендатурой крепости была установлена железная крашеная доска о наводнении того года.

Впоследствии часть досок была утрачена. К середине 1960-х остались только две – мраморная и известняковая в очень плохой сохранности.

В 1978 – 1979 годах во время реставрационных работ в Петропавловской крепости, проводившихся под руководством архитектора-реставратора Ирины Бенуа, были изготовлены новые мемориальные знаки, посвященные наводнениям 1752, 1777, 1788, 1824, 1975 годов (доска с отметкой подъема воды в наводнение 1924 года была установлена ранее в 1974 году).

Доска о наводнениях 1752 и 1777 годов была сделана из белого мрамора по образцу исторической. Доска о наводнении 1788 года – из серого гранита по типу сохранившейся известняковой. Доску о наводнении 1824 года изготовили из латуни по примеру доски, укрепленной под главной аркой Адмиралтейства. К уже существующим отметкам добавилась и метка о наводнении 29 сентября 1975 года, выполненная из силумина.

Тогда же в конце 1970-х годов рядом с «летописью петербургских наводнений» был установлен футшток в виде металлического уголка, прикрепленного к стене кронштейнами, с нанесенными на нем делениями и отметкой, демонстрирующей уровень земли в городе и крепости на 1824 год.

Четыре года назад под аркой Невских ворот проводились очередные реставрационные работы, однако до конца их не довели. Демонтированные доски о наводнениях 1924 и 1975 годов так и не установили на место. Не были нанесены цветные отметки уровня воды на некоторых досках. Футшток, покрашенный черной краской, стоял без разметки...

Теперь работы завершены. Возвращена разметка на футшток, вернулись на место силуминовые доски с отметками наводнений 1924 и 1975 годов, восстановлена историческая окраска линий, показывающая уровень подъема воды в 1777 году, – красная линия, зеленая линия – наводнение 1752 года, синяя линия – наводнение 1788 года. Так как в текстах, нанесенных на памятные доски, имеется информация о цвете этих линий, отсутствие цветовой окраски вводило в недоумение внимательных посетителей. Теперь этот недостаток устранен.

#музей #история #наводнение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6794) от 28.10.2020 под заголовком «Черта бедствия».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?