Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открыл выставку трех художников

Показом персоналий Виктора Данилова, Владимира Долгополова, Ивана Сотникова Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП) продолжает серию выставок художников, которые представлены в его собрании. Большинство произведений для нынешних показов происходят из частных коллекций и редко предъявляются широкой публике.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открыл выставку трех художников | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Виктор Данилов (1946 – 2010) – при жизни старейшина шувалово-озерковской колонии художников, после ухода стал домовым МИСП. Его выставкой пять лет назад музей открылся на набережной канала Грибоедова, 103. Позже произведения художника показывались в больших проектах, например, «Лихие 90-е» и «Гротеск в искусстве».

К 75-летию со дня рождения Данилова МИСП подготовил небольшую (около 50 скульптур и графических листов) выставку «Игры всерьез». Название и выбор произведений удачно отражают суть того, чем занимался художник. За ироничными изображениями разных персонажей он прятал трепетное отношение к жизни. Скульптура из дерева «Старая Европа» демонстрирует юную, но усталую даму в обществе кота. Любой зритель легко подберет ключи к этому образу. Напротив, «Мальчишка» кажется вырезанным не из податливой древесины, а из каменного монолита. Но так ли он прочен, как хочет казаться? Объект «Рыба в озере», сконструированная из деревянной тары и кроватной сетки, когда-то была символом фестиваля «Плот искусств» на Суздальских озерах, да и всей колонии художников.

Рисунок пастелью «Первые коньки» с маленькой девочкой, которую экипировали в валенки с привязанными к ним «снегурочками», конечно, не про зимние забавы. Он про первые шаги в большом мире. Так же как «Идущий» – мальчик, шагающий против ветра с игрушечным ветряком в руке. Осилит ли он свою дорогу? Данилов в этом не уверен. А вот «Улитка» с другого рисунка точно осилит, хотя и не быстро.

Самое ироничное произведение на выставке – пастель «Генератор счастья». Некая антропоморфная конструкция явно не действует. И сбоку бантик это подтверждает. Но игры – всерьез, музей завершает выставку «Колесом». Главная часть телеги, помещенная на подиум из булыжников, становится памятником колесу истории, его зримым образом.

«Земными словами» – выставка Владимира Долгополова (1938 – 1999) – художника, чье имя стало забываться. В середине семидесятых годов прошлого века он был одним из лидеров «левого ЛОСХа», участником «Группы восьми». Сейчас конфликты и проблемы тех времен отошли в историю. Теперь интересно, как на Долгополова, выпускника Мухинского училища, художника-монументалиста, ученика Глеба Савинова, повлияли шесть лет работы по распределению в Казахстане и Средней Азии. Его палитра навсегда обогатилась яркими южными красками. Будь то картины «Девушки из кишлака», «Декханин с конем», «Крыши старого Самарканда» или большие гуаши на евангельские сюжеты.

Завершает триаду выставка «Золотое сечение. 60 х 100», посвященная 60-летию со дня рождения Ивана Сотникова (1961 – 2015). В начале 1980-х годов вместе с Тимуром Новиковым он основал группу «Новые художники», которая одновременно и независимо от коллег в других странах стала заниматься фигуративным неоэкспрессионизмом. В этом стиле созданы изображения елочек и автомобилей, сейчас мы называем такие «мемами». Сотников такого слова не знал, но, как художник, предвидел его появление. Горькой иронией пронизана антиалкогольная картина «Битва с белочкой», где люди воюют с белой горячкой, принявшей облик конфеты «Белочка» в ярком зеленом фантике. Иная, добрая ирония в росписи на ткани «Митек на зебре». Увлечение этих художников тельняшками приобретало смешные формы. Сотников усиливает абсурдный эффект, сажая митька верхом на полосатое копытное.

#выставка #искусство #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (6933) от 28.05.2021 под заголовком «Идущим против ветра».


Комментарии