Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открыл осенний выставочный сезон
Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открыл осенний выставочный сезон показом четырех проектов — «Пространство странствий» Гели Писаревой, «Обаяние архаики» Михаила Ершова, «Прекрасное без прикрас» Виктора Тетерина и «Фантазии Александра Лабаса».
ФОТО автора
#INJECT_1#
В одно время в одном месте соединились живописные деревенские пейзажи и космические фантазии, сделанные «быстрым карандашом». Скульптура из камня, напоминающая искусство неолита, и виды современного города, сделанные с учетом достижений искусства ХХ века. Юбилейные даты, к которым готовятся заранее, и счастливые стечения обстоятельств.
Исполнилось 60 лет творческой деятельности скульптора, живописца, графика Гели Писаревой, старожила «Деревни художников» в Шувалово-Озерках. Ее выставка «Пространство странствий» — это знакомство с миром, где все «действие» происходит в одной деревне и главные роли в нем играют женщины. Одна из них вешает белоснежное белье для сушки («У пруда»), другая идет с бельем через двор, залитый водой («Половодье»). Белье для Писаревой — символ физической и духовной чистоты, о чем она часто говорит на открытии своих выставок.
Деревянные скульптуры «Хворост и белье», «Мать с ребенком» показывают традиционные женские занятия — сбор дров для печи и воспитание детей. Монументальная, несмотря на скромные размеры, «Переправа» демонстрирует, как три женщины, стоя в лодке, перевозят дрова. Эти образы, переданные без пафоса, с помощью щепок и кусков дерева, символизируют для Писаревой опору нашего земного существования.
Выставка произведений Михаила Ершова посвящена памяти скульптора, ушедшего в прошлом году. Он начинал вполне традиционным автором реалистической скульптуры. В последние десятилетия обратился к архаическим сюжетам. Его женские скульптурные портреты, словно языческие идолы, привезенные из степных просторов. Они просятся «обратно»: если не в степи, то хотя бы в городские общедоступные парки. Один из скульпторов, хорошо знавший Ершова, рассказал, что это следствие работы на открытом воздухе. Однажды выйдя за пределы мастерской, скульптор, возможно, подсознательно, ориентируется на открытое пространство. Сам Ершов как‑то заметил о своей работе поэтическими строчками: «Шум волн утих. Они окаменели. Их след остался рельефом на песке. Как те ступени, что в дом ведут. / Где мать, отец и маленькая девочка — их дочка — за стол садятся. Перед собою руки положив, / неспешную ведут беседу. О чем их разговор — мы не узнаем. Запечатленным он остался в камне…».
Выставка живописца Виктора Тетерина посвящена 100‑летию со дня его рождения. Музей последовательно показывает персоналии всех членов известной ленинградской группы «Одиннадцати». Тетерин был одним из самых ярких ее представителей. Он учился у Александра Осмеркина, члена объединения «Бубновый валет», который любил говорить: «Цвет служит для выявления формы и организации пространства».
Тетерин хорошо усвоил уроки русского авангарда. Если его ленинградские пейзажи 1950‑х годов выполнены в пастельных тонах, то работы 1960‑х годов — «Белая ночь. Львиный мост», «Метрострой», а также «Портрет родителей», «Маляр (портрет отца)» и яркие натюрморты — показывают верность урокам Осмеркина.
Выставка рисунков Александра Лабаса впервые знакомит петербургскую публику с поздним творчеством мастера русского авангарда, которое относится к 1960 – 1970-м годам. На недавней выставке «Космизм в русском искусстве» в Русском музее были представлены его ранние работы о будущих полетах на Луну и к другим планетам. Прошло почти полвека, а художник не утратил веру в технический прогресс и светлое будущее. Лабас создает большие серии «Жители отдаленных планет» и «Фантазии». Но почему‑то все персонажи удивительно похожи на людей. Один — на молодого Бориса Пастернака. Художник рисовал портреты поэта, они были близко знакомы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком «Женщины и космос».
Комментарии