Музей артиллерии открыл новую постоянную экспозицию, посвященную битве за Ленинград
Входя под своды большого зала, кто‑то даже замирает от неожиданности, настолько все реалистично. Оборонительные укрепления, сложенные из мешков с песком, бойцы вокруг артиллерийских орудий… По словам музейщиков, многие из предметов, представленных в этой экспозиции (12+), раньше выставлялись очень редко или не выставлялись вовсе.
В новой экспозиции Ленинград сражающийся можно увидеть в полном объеме. Она рассказывает и о контрбатарейной борьбе, и о противовоздушной обороне, и о работе оборонных предприятий./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Почти у самого входа посетителей встречает «ленинградка»: так называли танковые пушки, которые инженеры-артиллеристы в условиях осажденного города переделывали в полевые противотанковые. Несмотря на то что они изготавливались по одним и тем же чертежам, все пушки в мелочах отличались одна от другой. На них зачастую ставили то, что было под рукой: разные прицелы, а уж про колеса и говорить не приходится: автомобильные, тележные, специальные цельностальные…
Вот — зенитное орудие старшего сержанта Ивана Шалова, которое принято считать вторым по результативности за всю Великую Отечественную войну. На его стволе прикреплено 18 жестяных пятиконечных звездочек — по количеству сбитых вражеских самолетов. Дочь и правнук Ивана Шалова были почетными гостями на открытии экспозиции.
Однако, наверное, гораздо больше, нежели мемориальное оружие, трогают личные реликвии — такие как крохотная детская гимнастерка с полевыми погонами капитана Красной армии. Она была сшита для трехлетнего Павлика Павлова. Он жил с семьей на улице Куйбышева, родители погибли во время блокады, и тогда его тетя Елена Павловна, дивизионный врач, спасая ребенка от голодной смерти, взяла его с собой в один из медсанбатов Ленинградского фронта.
Гимнастерку для ребенка сшили бойцы 45‑й гвардейской дивизии. В ней он проходил до самого конца войны. В музей ее передали десять лет назад потомки Павла Викторовича.
В кармане гимнастерки музейщики обнаружили записку: «14‑го сентября 1943 года проклятые гитлеровские звери обстреляли из тяжелых орудий детский сад на Певческ. [ом] переулке, в котор. ты в это время находился. Были убитые и раненые дети. На тебе была надета эта гимнастерочка, котор. вся покрылась густой кирпичной пылью от рушившегося дома. Храни ее как память о своем случайном спасении и о всех наших ужасных переживаниях в те страшные дни и часы. Будь счастлив в жизни. Твоя бабушка Ева». Дата — 1 октября 1944 года.
Рядом с гимнастеркой — еще один редкий экспонат: детское красное платьице… У него тоже героическая судьба. Прибитое к древку вместо флага и водруженное на крыше замковой башни, оно возвестило об освобождении в июне 1944 года города Выборга.
Частью экспозиции стал воссозданный кабинет музейного хранителя — с печкой-буржуйкой, рабочим столом, карточками для учета музейных экспонатов. Это дань памяти членам так называемой ленинградской команды, состоявшей из двух десятков сотрудников Артиллерийского музея, оставшихся в осажденном городе. Некоторые из них погибли в первую блокадную зиму, но те, кто выжил, смогли сберечь музейные реликвии, свести к минимуму потери от бомбежек и обстрелов.
И не только. Музейные хранители организовали восстановление стволов, выведенных когда‑то из боевого состояния. Из фондов музея на фронт были отправлены артиллерийские системы, винтовки, автоматы, охотничьи ружья, боевые патроны различных систем, артиллерийские и стрелковые приборы, а также обоймы, прицелы, затворы, зенитные треноги, боеприпасы — отечественное оружие и трофеи Первой мировой, Гражданской и Советско-финляндской («зимней») войн.
Еще один мемориальный предмет — поврежденная вражеским огнем корзина воздушного наблюдателя. Глядя на нее, я вспоминал рассказ скульптора Григория Ястребенецкого, который как раз был корректировщиком огня и весной 1944‑го под Нарвой «висел» в такой же корзине.
— Мы поднимались на высоту метров восемьсот, за нами тянулся телефонный шнур, — вспоминал Григорий Данилович. — Оттуда мы передавали координаты: с каких квадратов немецкая артиллерия ведет огонь по нашим частям… Естественно, немцы нас сразу же засекали и уже через несколько минут начинали обстрел. Корзинка маленькая, в нее попасть трудно, поэтому доставалось аэростату. Из него потихоньку выходил воздух, и мы медленно опускались вниз.
По словам скульптора, так происходило до того момента, пока немцы не вычислили место, куда снижалась корзина. И однажды накрыли наблюдателей точным огнем. Как вспоминал Григорий Данилович, он в тот момент еще был в корзине и отделался легким ранением. А вот среди находящихся на земле были погибшие…
Из той же корзины, что представлена в экспозиции, 18 марта 1944 года вел корректировку артиллерийского огня на новгородском направлении лейтенант Илья Решетников. Благодаря его точной работе 139‑й Краснознаменный легкий артиллерийский полк смог в тот день подавить батарею противника, состоявшую из четырех орудий. Врагу удалось сбить аэростат, корзина стала стремительно снижаться, но благодаря парашюту Решетников смог спастись…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7601) от 12.02.2024 под заголовком «Записка от бабушки Евы».
Комментарии