Музей Академии художеств представил публике выставку «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя»

Музей Академии художеств представил публике выставку «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как говорит Максим Костыря, заведующий Музеем-квартирой Архипа Куинджи, выставка грандиозная. Не было случая, чтобы столько произведений этих художников было собрано в нашем городе. И никогда их не соединяли вместе в одном пространстве.

Для того чтобы создать диалог двух выдающихся мастеров ХХ века, потребовалось три года и взаимодействие двенадцати российских музеев, одной галереи и архива. В Рафаэлевском и Тициановском залах полторы сотни произведений.

Фешин и Эрьзя, живописец и скульптор, — художники разные. Но их объединяют эпоха, в которую они жили, похожая судьба и направление творческих поисков. Тот и другой родились вдалеке от столиц. Фешин учился в Петербурге в Академии художеств, Эрьзя — в Московском училище ваяния и зодчества. Оба получили известность, но не вписались в новые реалии жизни. Это заставило их эмигрировать, одного — в Аргентину, второго — в США. В разное время разными путями они вернулись в Россию.

На выставке есть автопортреты ее героев. Степан Эрьзя изобразил себя молодым, хотя ему было уже 70 лет. Николай Фешин передал особенности своей внешности — горделивость осанки, характерные черты скуластого молодого лица, внимательный взгляд.

Выставка в АХ 1_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


В Рафаэлевском зале, открывающем выставку, в основном произведения, созданные до эмиграции. Самая ранняя вещь Фешина — «Мальчик». Нищий подросток — сюжет передвижников, но вещь написана уже в собственной стилистике автора. В центре ранняя монументальная работа «Капустница» — дипломный проект в Академии художеств, за который Фешин был удостоен поездки в Западную Европу. «Капустница» входит в постоянную экспозицию Музея Академии художеств, не покидает эти стены. Лишь в 2021 году, когда к 140‑летию со дня рождения Фешина в Казани, в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, проходила большая выставка, туда отправили «Капустницу».

Теперь в обмен из Казани на выс­тавку в Петербурге прибыли работы Фешина. В частности, представлены две большие картины, которые никогда не покидают свой музей, — «Бойня» и «Обливание». Сюжет первой, как у голландцев, — красота страшного. Вторая картина — сцена из народной жизни.

Фешин известен как мастер портретного жанра. На выставке много портретов. Присутствует знаменитый «Портрет Вари Адоратской», опять же из казанского музея. Он признан одним из лучших детских образов в ­отечественном искусстве. Тут же портрет любимой дочери художника, которую он писал много раз. Она вернула на родину его наследие и перезахоронила прах отца в Казани.

У Фешина замысел зрел долго, картины он писал годами. Степан Эрьзя работал быстро. Его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо и альгарробо — прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева. Он первым стал использовать их в качестве материала для скульптуры. У него был дар внутри глыбы дерева увидеть образ. Сохраняя естественность дерева, он вносил рукотворное начало, соединяя человеческий замысел с природой.

Самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией скульптур Эрьзи обладает Мордовский республиканский музей в Саранске, носящий его имя. Оттуда на выставку прибыли работы в кебрачо. Где‑то отполированное и будто литое, где‑то вздыбившееся, дерево идеально подходило для Эрьзи. К слову, и уникальная техника Фешина соединяла гладкое письмо и грубое.

Завершают выставку портреты Ленина — живописный и скульп­турный. Тот и другой далеки от канонического образа вождя. Понятно, почему эти художники не вписались в новую реальность жизни.

В последнем зале демонстрируется фильм о Фешине, созданный в казанском музее. Там же можно прикоснуться руками к копиям скульптур Эрьзи из саранского музея.

Выставку сопровождает дополнительная программа, куда входят лекции о жизни и творчест­ве художников, посвященные аргентинским танго и породам дерева, национальным кухням, мастер-классы, музыкальная программа. По средам в льготные дни выставку можно посмотреть бесплатно. Она продлится до конца марта.


#выставка #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Одна судьба, одна эпоха».


Комментарии