Музеи поймали кураж

Белые и черные ангелы – символы добра и зла – сошлись в поединке у подножия памятника Екатерине II в саду, носящем имя императрицы. «Лицедей» Анвар Либабов был на стороне злых сил, размахивал серебристыми крыльями и извергал огонь, почти как Змей Горыныч. Это было начало петербургской «Ночи музеев-2016».

Музеи поймали кураж | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музеи в отличие от театров начинают минута в минуту, битву ангелов увидели только те, кто пришел в Екатерининский сад в субботу ровно в шесть часов вечера. Многие подумали, что это эпиграф к спектаклю Александринки, зрители как раз собирались у знаменитого здания Карла Росси.

Но добрые ангелы загоняли злых дальше, во двор нового здания театра. Посетители расположенных по соседству офисов, выходя на улицу, снимали на мобильные телефоны торжество добра. А белые ангелы пригласили первых зрителей акции в Музей театрального и музыкального искусства. Там соединились история и современность, театр и кино. Сестры-близнецы Татьяна и Марина Мошковы, ученицы кинорежиссера Сергея Овчарова, показали подборку своих коротких анимационных фильмов, созданных как ими вместе, так и самостоятельно. В фильме Татьяны «Большое сердце» юная девушка размышляет, кому она отдаст свое сердце. И приходит к выводу, что не богатому, не бедному, не красивому и не умному. А тому, кто является самим собой. Актуальная мысль во времена, когда люди прячутся под масками.

Выйдя к станции метро «Гостиный двор», откуда начинались многие маршруты «Ночи музеев», я увидел в руках юной пары буклет акции и спросил, куда они собираются. «Жаль, что Исаакиевский собор и Спас-на-Крови не участвуют. Пойдем в Пушкинский дом», – был неожиданный ответ.

В Шереметевском саду Музей Ахматовой отправил в ночное плавание свой «Сумасшедший корабль». Именно там тридцать актеров и тридцать волонтеров изображали публику времен, которым посвятила одноименный роман Ольга Форш.

По аллеям прогуливались большеглазые девушки с моряками, франты в «тройках», подозрительные личности, жители коммуналок. Была замечена Анна Ахматова. В укромном углу юноша предлагал сыграть с ним в «наперстки». Нашлись люди, которые рассчитывали обставить мошенника. Один зритель с восторгом произнес: «А мне парень только что бесплатно фокус показал!». Он не понял, что это был актер.

По всему саду были развешаны лозунги из газет 1920-х годов. «Комсомолец – в столовую! Проверь, как работает администрация», «Не женись на буржуйке!», «Барахолка. Все на все. Посмотри вокруг себя – одерни спекулянта». Самый главный лозунг красовался над входом в музей: «С пером в мозолистой руке – вперед, за культуру!».

В художественной мастерской агитплаката «Хорошо» преобладала прекрасная половина человечества, работавшая под старым лозунгом «Долой кухонное рабство, свободу женщине». Прошло много лет, а призыв остается актуальным.

Когда в половине восьмого на главную «палубу» корабля вышла Светлана Крючкова, все устремились туда. Она замечательно читала и комментировала стихотворения Ахматовой, Гумилева, Шилейко. В том числе последнее гумилевское стихотворение, в котором есть такие строки: «Знаю – сгустком крови черной/За свободу заплачу».

Дальше наш путь лежал в библиотеку «Лиговская», где молодые кураторы Алена Юртаева и Никита Аграновский интересно поработали над темой нынешней ночи – «Самые первые».

Никита проводил небольшую экскурсию с впервые обнародованными библиотечными документами – приказами в подлиннике об изъятии книг на рубеже 1970 – 1980-х годов. Тогда одним списком у читателей отняли «уехавших» Аксенова, Владимова, Войновича. Труднее понять, как изданную в 1982 году консервативной «Советской Россией» книгу «Православная церковь: история и социальная сущность» уже в следующем году запретили...

Алена предлагала зрителям эксперимент: сообщите о ваших достижениях, взойдите на пьедестал и в свете прожекторов прослушайте аплодисменты в свой адрес. А потом выберите, что возьмете с собой – диплом с благодарностью за участие или скромный листок с описанием смысла акции. Выбравших описание оказалось в два раза больше, что, по мнению куратора, свидетельствует о правильной оценке себя зрителем, желании разобраться в акции, а не получить награду неважно за какие успехи.

На углу Невского и Литейного автомобилисты салютовали старому трамваю ЛМ-47 и троллейбусу ЗИУ-5, это Музей городского электрического транспорта вывел на улицы свою технику.

Неожиданно много людей пришли в центр искусств «Невский, 20», который является частью библиотеки им. Маяковского. Там впервые выступил ансамбль школы «Коллегиум музикум» с барочной программой. Музыканты пели, находясь на хорах голландской церкви, выдавая небесное звучание.

Первый короткометражный спектакль «Дриады.арт» показала недавно созданная театральная студия центра, набранная из любителей.

Спектакль – первая работа режиссера Павла Крузенштерна – стал знаком уважения и благодарности музейным смотрительницам, которые работали и в эту праздничную ночь.

После полуночи мы вернулись к Фонтанному дому, где спрашивали стоящих в очереди в музей об их впечатлениях. Парень лет двадцати с двумя подружками страдальчески выдал: «Они меня замучили, мы по 35 музеям прошли!». В среднем люди успевали в 4 – 5 музеев за ночь. Многие хотели попасть на «Ленфильм», но очередь остановила – она тянулась от станции метро «Горьковская»...

Активно посещались концерты в Капелле и Филармонии.

Среди волонтеров-экскурсоводов мы нашли Ульяну Городецкую, дипломированного юриста из Москвы, поклонницу Ахматовой и Бродского, которая специально приехала поработать на «Ночи музеев» в Петербурге. Она провела десяток экскурсий по мемориальной квартире Ахматовой. Особенно ее порадовал вопрос молодого зрителя: «А у вас там есть интерактивное шоу?».

Под утро выдержавшие ночной марафон собрались в Музее искусства Санкт-Петербурга XX и XXI веков, чтобы послушать Баха и Гершвина в исполнении гитариста Аарона Ларже-Каплана. «Ночь музеев» пролетела незаметно, вспомнились строчки «Ночь коротка, спят облака» из популярной военной песни, которую спели, кажется все – от Утесова до Хворостовского.

Облака в «Ночь музеев» не спали, но дождь не помешал никому.

Прямая речь

Светлана КРЮЧКОВА,
народная артистка России:

– «Ночь музеев» – праздник души, дарованный небом. Когда еще можно услышать в метро Брамса и Моцарта! В Шереметевском саду собрались знающие и не знающие Ахматову и Шилейко, но важно, что рядом они жили. Меня не раздражает, что вокруг бегают дети и шумят. Приду сюда снова в июне, почитать стихи в день рождения Ахматовой.

Наталья МЕТЕЛИЦА,
директор Музея театрального и музыкального искусства:

– В эту ночь музеи ловят театральный кураж, открываются сегодняшним горожанам, выходят на улицу. И подтверждают, что без них жизнь Петербурга немыслима.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5706) от 23.05.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.