Музеи Ленобласти представили свои коллекции в Петербурге

Каждый видит музей по‑своему. Нередко посетителям в нем представляется важным одно, а сотрудникам — совсем другое. Инициаторы интерактивного проекта «Музейная команда47», стартовавшего в историческом парке «Россия — моя история» на Бассейной улице, предложили государственным музеям Ленинградской области представить свои коллекции через самый, на их взгляд, яркий экспонат. Результат оказался достаточно любопытным.

Музеи Ленобласти представили свои коллекции в Петербурге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

На мультимедийной карте Ленинградской области нанесены точки расположения музеев. Все они распределены по категориям: «краеведческие», «литературные», «военно-исторические», «художественные и мемориальные», «музеи-усадьбы», «парки» и «музеи-крепости». Каждому полагается пиктограмма, нажав на которую можно получить информацию о музее и его знаковом артефакте.

Какие же они? Экспонаты совершенно разные, порой совершенно неожиданные. Музей-­усадьба Николая Рериха, что в деревне Извара, представил изображение картины художника «Вечер богатырства Киевского». Другое название этого полотна — «Как перевелись богатыри на Руси». Пейзаж на картине характерен для Ижорского плато — окрестностей Извары.

Домик няни Пушкина в Кобрине, на первый взгляд, должен был показать нечто, связанное с той самой кружкой, которую воспел поэт. Однако он избрал в качестве знакового экспоната обычное деревенское коромысло.

Музей-заповедник «Монрепо» поведал о готических усадебных воротах, исторический облик которых был полностью, до мельчайших деталей, воссоздан в ходе недавней реставрации. А Ивангородский музей — о ловушках на средневековых крепостных стенах — «волчьих ямах». Они представляли собой колодцы, перекрытые деревянным мостиком на цепях. Попавший в такую ловушку противник падал с десятиметровой высоты во внутренний двор крепости. И если оставался жив, то оказывался в плену.

Пробитый осколком котелок солдата Якова Виноградова, найденный поисковиками, представил музей «Невский пятачок» в Невской Дубровке. Он ведет большую работу по выяснению судеб защитников плацдарма, ведь за справками о своих родных сюда обращаются люди со всего бывшего Советского Союза. Судьбу Якова Виноградова пока прояснить не удалось…

Музей «Астрача, 1941» — единственный в восточной части Ленинградской области, посвященный Великой Отечественной войне, — представил рисунок из школьного альбома, который вроде бы к войне не имеет никакого отношения. Несколько лет назад в ходе капитального ремонта деревянного дома, в котором находится музей, а раньше помещалась сельская школа, под полом были обнаружены школьные тетрадки и перьевые ручки, чернильницы, монеты. А еще — альбом для рисования, выпущенный Ленинградской бумажной фабрикой в 1962 году.

На одном из его листков ученик Коля Гусаров изобразил здание родной Астрачинской школы, за ним — высокое дерево со скворечником. Интересно, что спустя шестьдесят лет пейзаж, изображенный на рисунке, практически не изменился: все та же береза, все тот же скворечник…


#музеи #Ленобласть #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком «Все та же береза, все тот же скворечник».


Комментарии