Муза вынесет мусор

На Канонерском острове второй раз состоялась Канонерская экологическая биеннале современного искусства. Первая подобная акция прошла два года назад по инициативе петербургских художников Натальи Краевской и Ильи Орлова. Они любят эти места и часто здесь гуляют. В очередной раз наблюдая, как страдает любимый остров под слоем мусора, Наталья Краевская решила призвать на помощь искусство. Ее коллеги и друзья сразу же откликнулись на предложение и после удачного дебюта решили сделать биеннале, то есть выставку, которая проходит раз в два года, регулярной.

Муза вынесет мусор | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По словам Натальи Краевской, участники все организовали своими силами, без куратора, спонсоров и обращения в районную администрацию. Людей приглашали через социальные сети, провели экскурсии, лекции, перформансы. За два дня Канонерскую биеннале посетили более трехсот человек. Неплохо для столь сурового и отдаленного от исторического центра острова.

Теперь Наталья планирует обратиться к властям города с идеей открыть на Канонерском острове дом культуры. «Здесь же ничего нет, кроме бассейна. Местным жителям тоже хочется, чтобы можно было где-то учиться танцевать или рисовать, в общем, проводить досуг с пользой», - считает художница.

Выставка паблик-арта - повод для жителей других районов добраться до тех мест, куда без причины не поедешь. Для меня это была возможность увидеть непарадный морской Петербург, который совсем не похож на Венецию.

На мой взгляд, весь этот «экологический арт» слишком робко напоминал отдыхающим, что природу нужно спасать. Только одно произведение заставило задуматься о том, что валяется у нас под ногами. Среди камней и окурков художница Дарья Апахончич поместила три женские головки. Дарья вообще-то феминистка и долго рассказывала: мол, все это о женской сущности и желаниях. Но, по-моему, все гораздо проще и всего лишь напоминает о зыбкости почвы под нами. С болью об этом рассуждала и Надя Албул, которая развесила на деревьях «знаки»: погребальные урны. В этом художественном жесте при желании можно разглядеть драму и почувствовать печаль. Но в данной ситуации игры со смертью были как-то неуместны.

Проект «Небесные флаги» Кати Ивановой и Хельги Зинзивер представлял собой развивающиеся на ветру флажки, забрызганные краской, - как будто ветер только что нарисовал на них узоры. Они напоминали радужные мечты, которые манят вдаль, но так легко могут порваться. Художники по-прежнему сочиняют утопии о новом мире, о каких-то новых людях, а люди из века в век не меняются: бывают любящими, жестокими, благородными и невежественными.

Одно новое существо художница Ника Злобина все же придумала. Она назвала его Гидропитек - водное существо. Сначала он по ее инициативе появился в Анапе, мастерил себе костюм из мусора, подобранного на морском берегу, - как защитный панцирь. Человек-амфибия, ставший жертвой техногенной цивилизации, растерянно глядел в Черное море. В Петербурге Гидропитек чувствовал себя увереннее: на Канонерском острове мусора хватило ему на небольшой гардеробчик. Приодеться предложили всем желающим, но понятно, что никто этого делать не стал.

На домах, расселенных из-за строительства центрального участка Западного скоростного диаметра, художник Александр Веревкин развесил плакаты, предлагающие разные способы использования пустующих квартир. Можно устраивать временные выставки. Или варить кофе тем, кто убирает на острове мусор. Но пока организатор фестиваля «Открытая карта» Ольга Полякова, всей душой преданная родным местам, с друзьями установили мини-бар на пляже и угощали разными напитками в обмен на пакет собранного мусора. Надо сказать, пакетов собрали немало.

Наблюдать за работой бара было интереснее, чем слушать поэтов или вместе с Натальей Краевской рассуждать об опыте Финляндии, одной из самых экологически чистых стран Европы. И фотосерия Катерины Шипковой и Анастасии Торкай не произвела впечатления. Авторы говорили: «Роль искусства на Канонерском острове - в анестезии. В том, чтобы наши мягкие души и тела не повредились об искореженную и затоптанную плоть острова». Что мы можем для этого сделать? В будние дни собирать в мешки последствия чужого семейного отдыха. И никогда не спрашивать: «Почему именно я?».

В мире, где каждый занят своим, людей надо стимулировать к общему делу. Для этого энтузиасты и создают искусство в общественном пространстве. И все эти перформансы и арт-объекты служат для того, чтобы очередной курильщик, может быть, подумал, куда бросить окурок.

#биеннале #искусство #экология

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?