Главная городская газета

Муза вынесет мусор

  • 27.07.2017
  • Полина Виноградова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Муза вынесет мусор | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На Канонерском острове второй раз состоялась Канонерская экологическая биеннале современного искусства. Первая подобная акция прошла два года назад по инициативе петербургских художников Натальи Краевской и Ильи Орлова. Они любят эти места и часто здесь гуляют. В очередной раз наблюдая, как страдает любимый остров под слоем мусора, Наталья Краевская решила призвать на помощь искусство. Ее коллеги и друзья сразу же откликнулись на предложение и после удачного дебюта решили сделать биеннале, то есть выставку, которая проходит раз в два года, регулярной.

По словам Натальи Краевской, участники все организовали своими силами, без куратора, спонсоров и обращения в районную администрацию. Людей приглашали через социальные сети, провели экскурсии, лекции, перформансы. За два дня Канонерскую биеннале посетили более трехсот человек. Неплохо для столь сурового и отдаленного от исторического центра острова.

Теперь Наталья планирует обратиться к властям города с идеей открыть на Канонерском острове дом культуры. «Здесь же ничего нет, кроме бассейна. Местным жителям тоже хочется, чтобы можно было где-то учиться танцевать или рисовать, в общем, проводить досуг с пользой», - считает художница.

Выставка паблик-арта - повод для жителей других районов добраться до тех мест, куда без причины не поедешь. Для меня это была возможность увидеть непарадный морской Петербург, который совсем не похож на Венецию.

На мой взгляд, весь этот «экологический арт» слишком робко напоминал отдыхающим, что природу нужно спасать. Только одно произведение заставило задуматься о том, что валяется у нас под ногами. Среди камней и окурков художница Дарья Апахончич поместила три женские головки. Дарья вообще-то феминистка и долго рассказывала: мол, все это о женской сущности и желаниях. Но, по-моему, все гораздо проще и всего лишь напоминает о зыбкости почвы под нами. С болью об этом рассуждала и Надя Албул, которая развесила на деревьях «знаки»: погребальные урны. В этом художественном жесте при желании можно разглядеть драму и почувствовать печаль. Но в данной ситуации игры со смертью были как-то неуместны.

Проект «Небесные флаги» Кати Ивановой и Хельги Зинзивер представлял собой развивающиеся на ветру флажки, забрызганные краской, - как будто ветер только что нарисовал на них узоры. Они напоминали радужные мечты, которые манят вдаль, но так легко могут порваться. Художники по-прежнему сочиняют утопии о новом мире, о каких-то новых людях, а люди из века в век не меняются: бывают любящими, жестокими, благородными и невежественными.

Одно новое существо художница Ника Злобина все же придумала. Она назвала его Гидропитек - водное существо. Сначала он по ее инициативе появился в Анапе, мастерил себе костюм из мусора, подобранного на морском берегу, - как защитный панцирь. Человек-амфибия, ставший жертвой техногенной цивилизации, растерянно глядел в Черное море. В Петербурге Гидропитек чувствовал себя увереннее: на Канонерском острове мусора хватило ему на небольшой гардеробчик. Приодеться предложили всем желающим, но понятно, что никто этого делать не стал.

На домах, расселенных из-за строительства центрального участка Западного скоростного диаметра, художник Александр Веревкин развесил плакаты, предлагающие разные способы использования пустующих квартир. Можно устраивать временные выставки. Или варить кофе тем, кто убирает на острове мусор. Но пока организатор фестиваля «Открытая карта» Ольга Полякова, всей душой преданная родным местам, с друзьями установили мини-бар на пляже и угощали разными напитками в обмен на пакет собранного мусора. Надо сказать, пакетов собрали немало.

Наблюдать за работой бара было интереснее, чем слушать поэтов или вместе с Натальей Краевской рассуждать об опыте Финляндии, одной из самых экологически чистых стран Европы. И фотосерия Катерины Шипковой и Анастасии Торкай не произвела впечатления. Авторы говорили: «Роль искусства на Канонерском острове - в анестезии. В том, чтобы наши мягкие души и тела не повредились об искореженную и затоптанную плоть острова». Что мы можем для этого сделать? В будние дни собирать в мешки последствия чужого семейного отдыха. И никогда не спрашивать: «Почему именно я?».

В мире, где каждый занят своим, людей надо стимулировать к общему делу. Для этого энтузиасты и создают искусство в общественном пространстве. И все эти перформансы и арт-объекты служат для того, чтобы очередной курильщик, может быть, подумал, куда бросить окурок.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook