Муза вверх ногами

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка немецкого художника Георга Базелица из венского музея «Альбертина» – крупнейшего в мире собрания графического искусства. Проект получился многослойным – от легкой иронии над соцреализмом до мучительного вопроса о месте художника в современном мире.

Муза вверх ногами | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В биографиях Базелица обязательно упоминается, что в 1963 году он показал в Западном Берлине картины «Большая ночь насмарку» и «Обнаженный». Откровенные изображения мужчин вызвали скандал, его выставка была закрыта, картины арестованы, но позже возвращены. Базелицу было тогда 25 лет. В 1958 году, еще до строительства Берлинской стены, он покинул ГДР, проучившись два года в Академии художеств, «не поняв» ценностей социалистического реализма.

Но именно об этом эпизоде ни слова не сказал директор «Альбертины» Альбрехт Шредер, представляя выставку в Русском музее и отчасти заменяя приболевшего автора. Он задал публике вопрос, почему Базелиц очень быстро, за десять лет, прошел путь от изгоя до звезды. Ответ такой: в послевоенном западном искусстве последовательно господствовали абстракция, минимализм, на глазах молодого Базелица зарождался акционизм. Тема смерти живописи выглядела актуальной. И тогда Базелиц обратился к фигуративной живописи.

Для Базелица, жившего и работавшего во второй половине ХХ века со всеми его поисками и трагедиями, не могло быть речи об академизме. Он не делает эскизов и набросков, часто работая одновременно над несколькими большими произведениями. По этой причине он пользуется студией, которая больше напоминает заводской цех. Его фирменным стилем стали перевернутые картины, которые он так и пишет «вверх ногами», а не переворачивает готовое произведение, как можно подумать.

Базелиц стал живым классиком, одним из основателей немецкого неоэкспрессионизма, который вошел в учебники по искусству ХХ века. Именно поэтому Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по науке, считает, что большая, около 60 произведений, выставка Базелица должна была состояться в России. И добавила свежий факт: восемь картин художника, которые сейчас выставлены в основном проекте 56-й Венецианской биеннале, приобретены известным бизнесменом и коллекционером Франсуа Пино.

Выставка в Русском музее называется «Как это начиналось», идея проекта принадлежит самому художнику и Альбрехту Шредеру. Последние годы Базелиц работает над большой серией «Ремикс», создавая живописные и графические версии прежде созданных вещей. Графика, почти эскиз, созданная не до, а после живописи, является предметом особого интереса «Альбертины».

В итоге получился многоплановый проект. Базелиц вступает в диалог с соцреалистами – хорошо известными у нас Исааком Бродским и Борисом Иогансоном, полузабытыми Русланом Кобозевым и Зинаидой Ковалевской. «Новый тип» и другие парни – это персонажи из его картин начала 1960-х годов, но живущие в новом веке. Они еще маргинальнее и беспомощнее, чем их предшественники.

Средствами рисунка Базелиц исследует, как могли бы выглядеть ноги Эдварда Мунка, если бы фотограф их «не отрезал», снимая пожилого мэтра в 1943 году.

Несколько лет назад по просьбе друзей Базелиц создал серию иллюстраций к «Кулинарной книге», вдоволь посмеявшись над любителями закусок, сиропов и выпечки.

Портрет с женой Эльке датирован «1958, 2009» и называется «Как это начиналось». Первая дата – время знакомства. В нежных розово-фиолетовых тонах изображены два пожилых человека. Это сдержанное признание в любви к подруге, которая почти 60 лет поддерживает Базелица во всех его начинаниях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5506) от 23.07.2015.


Комментарии