Муза вверх ногами
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка немецкого художника Георга Базелица из венского музея «Альбертина» – крупнейшего в мире собрания графического искусства. Проект получился многослойным – от легкой иронии над соцреализмом до мучительного вопроса о месте художника в современном мире.

ФОТО АВТОРА
В биографиях Базелица обязательно упоминается, что в 1963 году он показал в Западном Берлине картины «Большая ночь насмарку» и «Обнаженный». Откровенные изображения мужчин вызвали скандал, его выставка была закрыта, картины арестованы, но позже возвращены. Базелицу было тогда 25 лет. В 1958 году, еще до строительства Берлинской стены, он покинул ГДР, проучившись два года в Академии художеств, «не поняв» ценностей социалистического реализма.
Но именно об этом эпизоде ни слова не сказал директор «Альбертины» Альбрехт Шредер, представляя выставку в Русском музее и отчасти заменяя приболевшего автора. Он задал публике вопрос, почему Базелиц очень быстро, за десять лет, прошел путь от изгоя до звезды. Ответ такой: в послевоенном западном искусстве последовательно господствовали абстракция, минимализм, на глазах молодого Базелица зарождался акционизм. Тема смерти живописи выглядела актуальной. И тогда Базелиц обратился к фигуративной живописи.
Для Базелица, жившего и работавшего во второй половине ХХ века со всеми его поисками и трагедиями, не могло быть речи об академизме. Он не делает эскизов и набросков, часто работая одновременно над несколькими большими произведениями. По этой причине он пользуется студией, которая больше напоминает заводской цех. Его фирменным стилем стали перевернутые картины, которые он так и пишет «вверх ногами», а не переворачивает готовое произведение, как можно подумать.
Базелиц стал живым классиком, одним из основателей немецкого неоэкспрессионизма, который вошел в учебники по искусству ХХ века. Именно поэтому Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по науке, считает, что большая, около 60 произведений, выставка Базелица должна была состояться в России. И добавила свежий факт: восемь картин художника, которые сейчас выставлены в основном проекте 56-й Венецианской биеннале, приобретены известным бизнесменом и коллекционером Франсуа Пино.
Выставка в Русском музее называется «Как это начиналось», идея проекта принадлежит самому художнику и Альбрехту Шредеру. Последние годы Базелиц работает над большой серией «Ремикс», создавая живописные и графические версии прежде созданных вещей. Графика, почти эскиз, созданная не до, а после живописи, является предметом особого интереса «Альбертины».
В итоге получился многоплановый проект. Базелиц вступает в диалог с соцреалистами – хорошо известными у нас Исааком Бродским и Борисом Иогансоном, полузабытыми Русланом Кобозевым и Зинаидой Ковалевской. «Новый тип» и другие парни – это персонажи из его картин начала 1960-х годов, но живущие в новом веке. Они еще маргинальнее и беспомощнее, чем их предшественники.
Средствами рисунка Базелиц исследует, как могли бы выглядеть ноги Эдварда Мунка, если бы фотограф их «не отрезал», снимая пожилого мэтра в 1943 году.
Несколько лет назад по просьбе друзей Базелиц создал серию иллюстраций к «Кулинарной книге», вдоволь посмеявшись над любителями закусок, сиропов и выпечки.
Портрет с женой Эльке датирован «1958, 2009» и называется «Как это начиналось». Первая дата – время знакомства. В нежных розово-фиолетовых тонах изображены два пожилых человека. Это сдержанное признание в любви к подруге, которая почти 60 лет поддерживает Базелица во всех его начинаниях.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5506) от 23.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии