Муза вверх ногами

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка немецкого художника Георга Базелица из венского музея «Альбертина» – крупнейшего в мире собрания графического искусства. Проект получился многослойным – от легкой иронии над соцреализмом до мучительного вопроса о месте художника в современном мире.

Муза вверх ногами | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В биографиях Базелица обязательно упоминается, что в 1963 году он показал в Западном Берлине картины «Большая ночь насмарку» и «Обнаженный». Откровенные изображения мужчин вызвали скандал, его выставка была закрыта, картины арестованы, но позже возвращены. Базелицу было тогда 25 лет. В 1958 году, еще до строительства Берлинской стены, он покинул ГДР, проучившись два года в Академии художеств, «не поняв» ценностей социалистического реализма.

Но именно об этом эпизоде ни слова не сказал директор «Альбертины» Альбрехт Шредер, представляя выставку в Русском музее и отчасти заменяя приболевшего автора. Он задал публике вопрос, почему Базелиц очень быстро, за десять лет, прошел путь от изгоя до звезды. Ответ такой: в послевоенном западном искусстве последовательно господствовали абстракция, минимализм, на глазах молодого Базелица зарождался акционизм. Тема смерти живописи выглядела актуальной. И тогда Базелиц обратился к фигуративной живописи.

Для Базелица, жившего и работавшего во второй половине ХХ века со всеми его поисками и трагедиями, не могло быть речи об академизме. Он не делает эскизов и набросков, часто работая одновременно над несколькими большими произведениями. По этой причине он пользуется студией, которая больше напоминает заводской цех. Его фирменным стилем стали перевернутые картины, которые он так и пишет «вверх ногами», а не переворачивает готовое произведение, как можно подумать.

Базелиц стал живым классиком, одним из основателей немецкого неоэкспрессионизма, который вошел в учебники по искусству ХХ века. Именно поэтому Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по науке, считает, что большая, около 60 произведений, выставка Базелица должна была состояться в России. И добавила свежий факт: восемь картин художника, которые сейчас выставлены в основном проекте 56-й Венецианской биеннале, приобретены известным бизнесменом и коллекционером Франсуа Пино.

Выставка в Русском музее называется «Как это начиналось», идея проекта принадлежит самому художнику и Альбрехту Шредеру. Последние годы Базелиц работает над большой серией «Ремикс», создавая живописные и графические версии прежде созданных вещей. Графика, почти эскиз, созданная не до, а после живописи, является предметом особого интереса «Альбертины».

В итоге получился многоплановый проект. Базелиц вступает в диалог с соцреалистами – хорошо известными у нас Исааком Бродским и Борисом Иогансоном, полузабытыми Русланом Кобозевым и Зинаидой Ковалевской. «Новый тип» и другие парни – это персонажи из его картин начала 1960-х годов, но живущие в новом веке. Они еще маргинальнее и беспомощнее, чем их предшественники.

Средствами рисунка Базелиц исследует, как могли бы выглядеть ноги Эдварда Мунка, если бы фотограф их «не отрезал», снимая пожилого мэтра в 1943 году.

Несколько лет назад по просьбе друзей Базелиц создал серию иллюстраций к «Кулинарной книге», вдоволь посмеявшись над любителями закусок, сиропов и выпечки.

Портрет с женой Эльке датирован «1958, 2009» и называется «Как это начиналось». Первая дата – время знакомства. В нежных розово-фиолетовых тонах изображены два пожилых человека. Это сдержанное признание в любви к подруге, которая почти 60 лет поддерживает Базелица во всех его начинаниях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5506) от 23.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.