«Муму» в МДТ: как спектаклю Фильштинского удалось прожить 40 лет и обрести новое дыхание

Премьера этого спектакля (6+) в МДТ тогда еще не Театре Европы — состоялась 11 февраля 1984 года. Можно себе представить, что случилось со спектаклем за эти годы: бывает, постановки сходят со сцены, не выдержав и одного сезона.

«Муму» в МДТ: как спектаклю Фильштинского удалось прожить 40 лет и обрести новое дыхание | ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ — Театра Европы

ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ — Театра Европы

И все же я решила, что каждое поколение юных зрителей должно познакомиться с этой работой ныне уже прославленного режиссера и педагога Вениамина Фильштинского. Накануне у нас с внучкой состоялась почти научная дискуссия на тему, волнующую многих: зачем Герасим утопил Муму. Внучка, барышня без малого семнадцати лет, в поступке Герасима не находила никакой логики. Я, при всей моей любви к песикам и котикам, по мере сил защищала Ивана Сергеевича Тургенева. Спектакль должен был нас рассудить.

На подходе к театру морозным субботним утром мой энтузиазм несколько угас: со всех сторон к театру стекалась публика мал мала меньше. Кроме тех, кому школьной программой предписан автор «Записок охотника» и прочих «Отцов и детей», на дневной спектакль шли карапузы, книжек в руках еще не державшие. Так что в зале были как раз отцы и дети. Иные чинно восседали в креслах, а у нас за спиной примостился малыш лет пяти, на протяжении всего действия выяснявший у папы, кто есть кто и почему.

Спектакль от этого не пострадал, зато прибавил очков классику: если бы он сочинил скучную историю, едва ли к ней потянулся бы зритель, не успевший расстаться с памперсами. Да и артис­ты на сцене скучать нам не давали. Вопреки опасениям, представление не только не устарело, но, пожалуй, обрело второе дыхание. Напомню тем, кто забыл или не видел: собравшиеся в трактире «Притынный кабак» мужики в лицах рассказывают охотнику (считай, Тургеневу) о глухонемом Герасиме и его вздорной барыне. Спектакль-игра с народными песнями и шутками-прибаутками имеет, однако, грустную подоплеку.

Заглавную героиню встречают, словно примадонну, аплодисментами. О ней надо сказать особо. За годы жизни спектакля сменились чуть не десять исполнительниц разных пород и калибров, была, говорят, даже корги, успешно прошедшая кастинг. Самой талантливой была, наверное, первая исполнительница роли Муму, лохматая собачка неизвестной породы по имени Юта. В театре шутили, что Фильштинский нашел в ней идеальную актрису. На репетиции он говорил хозяйке Юты: «Пусть она дойдет до середины сцены, обернется и посмотрит на Герасима грустными глазами». И, о чудо! Юта так и поступала. Поэтому со дня премьеры зрители рыдали, когда в сцене прощания с Муму Герасим целовал ее, ронял в трюм, откуда его щедро окатывали водой. Нынешняя «артистка» тоже очень мила и любовь к Герасиму выражает, неистово виляя хвостиком, заглядывая партнеру в глаза и норовя лизнуть в щеку. Оттого слезы капают и сейчас.

И все же, вопреки названию, главный герой этой истории — крепостной Герасим. С бессловесной ролью долгие годы не расставался Сергей Козырев. Его могучая фигура, выразительная внешность, осанка, достоинство, с которым он сносил нападки дворни и капризы матушки-барыни, делали его вроде бы неуязвимым. «Муму» на сцене МДТ читалась как притча, сила Герасима оборачивалась слабостью, но жертва была и последней каплей. Новый исполнитель роли Артур Козин сохраняет драматизм образа, пронося боль и предчувствие трагедии через весь спектакль. Минуты радости даны ему, кажется, только в те мгновения, когда Герасим раскачивает качели, на которых взлетает над залом замирающая от счастья Татьяна.

В спектакле не было проходных ролей, мужиков в «Притынном кабаке» с азартом играли звезды МДТ. На этом принципе держится и нынешний состав: рядом с ветеранами, такими как Владимир Артемов, Михаил Самочко, Олег Гаянов и Владимир Захарьев, скоморошествует новое поколение артистов. Мастерство и задор держат спектакль в прекрасной форме. Игровая стихия подает смысл крупным планом, но не делает его однозначным. Муму вместе с актерами выходит на поклоны, она жива — вопреки всему и благодаря автору, которому, очевидно, хотелось, чтобы мы задумались над его посланием. Герасим утопил любимую собачку затем же, зачем Онегин убил на поединке друга, зачем Раскольников поднял топор на старуху-процентщицу, а Король Лир лишил наследства Корделию. Искусство живет ошибками мира и не укладывается в формулы рекламного сериала, в котором все классические сюжеты сводятся к власти, как говорили в старину, «голого чистогана».

Читайте также:

Мюзикл «Летят журавли» из Иркутска признан лучшим спектаклем премии «Музыкальное сердце театра»

Названы лучшие спектакли и артисты театрального сезона по версии «Золотого Софита»


#спектакль #театр #МДТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (8049) от 04.12.2025 под заголовком «Хорошая новость — Муму жива!».


Комментарии