Можно я к легенде прикоснусь?

18 февраля ушла из жизни народная артистка России актриса Театра комедии им. Н. П. Акимова Светлана Карпинская, известная миллионам по фильму Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» (1957).

Можно я к легенде прикоснусь? |

Когда тяжело и беспросветно на душе, иногда помогает кино. Одни смотрят голливудские мелодрамы, другие - фильмы по романам Джейн Остин, а кто-то - старые советские киноленты. Там люди живут небогато, но весело, там понятно, на чьей стороне добро, справедливость всегда торжествует, вокруг все «голубое и зеленое», а солнце стоит в зените, словно бесконечно длится полдень. «Девушка без адреса» - как раз из таких целительных фильмов.

И хотя реальная жизнь была совсем не такой безоблачной, эти светлые, добрые и часто наивные фильмы не раздражают приукрашиванием действительности. Они подобны психотерапии, которая была необходима в стране, совсем недавно пережившей страшную войну.

Карпинская снялась у Эльдара Рязанова, будучи непрофессиональной актрисой. Молодой режиссер снимал картину год спустя после «Карнавальной ночи». На роль Кати Ивановой он прочил Людмилу Гурченко, но обстоятельства сложились так, что пришлось искать замену. Тогда-то ему посоветовали обратить внимание на Светлану Карпинскую. Рязанов, увидев ее, не стал делать пробы, это было точное попадание в образ главной героини. В фильме о простой советской девушке Кате Ивановой, которую уволили за неуживчивый характер и она отправилась на поезде в Москву, Светлана Карпинская снималась рядом со звездами - Николаем Рыбниковым, Эрастом Гариным. Ей было 19 лет, и она достойно выдержала испытание.

Девушка без адреса, но с характером покорила Советский Союз. А юная Светлана Карпинская, мечтавшая поначалу о журналистике, определилась с выбором - бросила Университет, где училась на филфаке, и пошла в актрисы. Знаменитый педагог Борис Зон принял ее сразу на второй курс.

В 1963 году Николай Акимов, который возглавлял Театр Комедии, пригласил молодую актрису в труппу. Она дебютировала на сцене во второй редакции акимовского спектакля «Тень», поставленного по пьесе Евгения Шварца, в роли Принцессы. И проработала в театре всю жизнь, правда, с перерывом на четыре года, когда уходила в БДТ к Георгию Товстоногову. А потом вернулась, как в родной дом. Ее заворожил и сам Николай Павлович, которого она сравнивала с человеком эпохи Возрождения, и свойственное его работам «чувство красоты», приподнятости над бытовыми подробностями.

Как часто говорила сама актриса, театр занимал в ее жизни более значительное место, чем кино. Она понимала, что кинорежиссеры будут бесконечно использовать ее типаж «фабричной девчонки», этакого советского «воина науки и труда» в юбке. А ей хотелось играть классику - Шекспира, Островского, Оскара Уайльда. Желание ее сбылось.

Роль Марии из шекспировской «Двенадцатой ночи» она играла чуть ли не тридцать лет и шутила, что, вероятно, попадет в Книгу рекордов Гиннесса.

Ценил талант Светланы Карпинской и Петр Фоменко, который возглавил театр после смерти Николая Акимова. Он ввел ее в уже сложившийся спектакль «Этот милый старый дом», а потом дал одну из главных ролей в телефильме «На всю оставшуюся жизнь». Светлана Карпинская сыграла на родной сцене в спектаклях Романа Виктюка, Дмитрия Астрахана, Владимира Туманова, Татьяны Казаковой.

В последнее время народная артистка России выходила на сцену в трех спектаклях: «Ретро» по пьесе Александра Галина, «Не все коту масленица» по Островскому и «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду. Не играла только в минувшем году - из-за болезни.

Светлана Карпинская умела радоваться жизни, несмотря на то что жизнь ее не была легкой. Она до последнего выглядела элегантно, как принято было раньше в Петербурге: безупречная прическа, прямая спина, всегда шляпки, перчатки, каблуки. На возраст старалась не обращать внимания, юбилеи не любила. Известно, что Александр Сокуров предлагал актрисе сыграть роль сестры Ленина Марии Ильиничны в фильме «Телец», но она отказалась - боялась, что будет некрасивой на экране. Зрители помнили ее «Девушку без адреса» и узнавали. Она рассказывала в нескольких интервью, как на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске, куда ее пригласили вместе с другими звездами советского кино, к ней подошла женщина и спросила: «Можно я к легенде прикоснусь?».

Как сообщает Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова, траурная церемония прощания со Светланой Карпинской начнется в театре 22 февраля в 10.30. Отпевание и похороны состоятся в 12.00 на Смоленском кладбище.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5894) от 21.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?