Можно я к легенде прикоснусь?

18 февраля ушла из жизни народная артистка России актриса Театра комедии им. Н. П. Акимова Светлана Карпинская, известная миллионам по фильму Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» (1957).

Можно я к легенде прикоснусь? |

Когда тяжело и беспросветно на душе, иногда помогает кино. Одни смотрят голливудские мелодрамы, другие - фильмы по романам Джейн Остин, а кто-то - старые советские киноленты. Там люди живут небогато, но весело, там понятно, на чьей стороне добро, справедливость всегда торжествует, вокруг все «голубое и зеленое», а солнце стоит в зените, словно бесконечно длится полдень. «Девушка без адреса» - как раз из таких целительных фильмов.

И хотя реальная жизнь была совсем не такой безоблачной, эти светлые, добрые и часто наивные фильмы не раздражают приукрашиванием действительности. Они подобны психотерапии, которая была необходима в стране, совсем недавно пережившей страшную войну.

Карпинская снялась у Эльдара Рязанова, будучи непрофессиональной актрисой. Молодой режиссер снимал картину год спустя после «Карнавальной ночи». На роль Кати Ивановой он прочил Людмилу Гурченко, но обстоятельства сложились так, что пришлось искать замену. Тогда-то ему посоветовали обратить внимание на Светлану Карпинскую. Рязанов, увидев ее, не стал делать пробы, это было точное попадание в образ главной героини. В фильме о простой советской девушке Кате Ивановой, которую уволили за неуживчивый характер и она отправилась на поезде в Москву, Светлана Карпинская снималась рядом со звездами - Николаем Рыбниковым, Эрастом Гариным. Ей было 19 лет, и она достойно выдержала испытание.

Девушка без адреса, но с характером покорила Советский Союз. А юная Светлана Карпинская, мечтавшая поначалу о журналистике, определилась с выбором - бросила Университет, где училась на филфаке, и пошла в актрисы. Знаменитый педагог Борис Зон принял ее сразу на второй курс.

В 1963 году Николай Акимов, который возглавлял Театр Комедии, пригласил молодую актрису в труппу. Она дебютировала на сцене во второй редакции акимовского спектакля «Тень», поставленного по пьесе Евгения Шварца, в роли Принцессы. И проработала в театре всю жизнь, правда, с перерывом на четыре года, когда уходила в БДТ к Георгию Товстоногову. А потом вернулась, как в родной дом. Ее заворожил и сам Николай Павлович, которого она сравнивала с человеком эпохи Возрождения, и свойственное его работам «чувство красоты», приподнятости над бытовыми подробностями.

Как часто говорила сама актриса, театр занимал в ее жизни более значительное место, чем кино. Она понимала, что кинорежиссеры будут бесконечно использовать ее типаж «фабричной девчонки», этакого советского «воина науки и труда» в юбке. А ей хотелось играть классику - Шекспира, Островского, Оскара Уайльда. Желание ее сбылось.

Роль Марии из шекспировской «Двенадцатой ночи» она играла чуть ли не тридцать лет и шутила, что, вероятно, попадет в Книгу рекордов Гиннесса.

Ценил талант Светланы Карпинской и Петр Фоменко, который возглавил театр после смерти Николая Акимова. Он ввел ее в уже сложившийся спектакль «Этот милый старый дом», а потом дал одну из главных ролей в телефильме «На всю оставшуюся жизнь». Светлана Карпинская сыграла на родной сцене в спектаклях Романа Виктюка, Дмитрия Астрахана, Владимира Туманова, Татьяны Казаковой.

В последнее время народная артистка России выходила на сцену в трех спектаклях: «Ретро» по пьесе Александра Галина, «Не все коту масленица» по Островскому и «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду. Не играла только в минувшем году - из-за болезни.

Светлана Карпинская умела радоваться жизни, несмотря на то что жизнь ее не была легкой. Она до последнего выглядела элегантно, как принято было раньше в Петербурге: безупречная прическа, прямая спина, всегда шляпки, перчатки, каблуки. На возраст старалась не обращать внимания, юбилеи не любила. Известно, что Александр Сокуров предлагал актрисе сыграть роль сестры Ленина Марии Ильиничны в фильме «Телец», но она отказалась - боялась, что будет некрасивой на экране. Зрители помнили ее «Девушку без адреса» и узнавали. Она рассказывала в нескольких интервью, как на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске, куда ее пригласили вместе с другими звездами советского кино, к ней подошла женщина и спросила: «Можно я к легенде прикоснусь?».

Как сообщает Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова, траурная церемония прощания со Светланой Карпинской начнется в театре 22 февраля в 10.30. Отпевание и похороны состоятся в 12.00 на Смоленском кладбище.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5894) от 21.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...