Моцарт с фугой Корчмара

9 апреля симфонический оркестр и хор Академической капеллы Санкт-Петербурга в своих стенах под руководством дирижера Александра Чернушенко представили программу из сочинений В.-А. Моцарта. Прозвучала его Концертная симфония для скрипки и альта и знаменитый Реквием.

Моцарт с фугой Корчмара | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Выступившие в первом отделении вечера в качестве солистов Сергей и Андрей Догадины – известные в Петербурге музыканты. В 2011 году Сергей среди скрипачей завоевал второе место на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, заняв, при отсутствии лауреатов первой премии, верхнюю ступеньку на пьедестале почета, а его отец Андрей – концертмейстер группы альтов в заслуженном коллективе России оркестре Филармонии. Моцарт получился в меру академичным, строгим, без особого стремления выйти за сложившиеся в советской школе традиции. Все пассажи были сыграны, все линии пропеты. Это был тот самый Моцарт, известный по советским пластинкам. Оркестр под управлением Александра Чернушенко играл характерным «жирным» звуком, придавая музыке необычайную серьезность, вполне уместную во второй части, знаменитом Adagio. Особенно приятно было, что духовые инструменты, «слабое звено» российских оркестров, прозвучали чисто и опрятно.

В такой же академической манере, как и Концертная симфония, необычайно серьезно и фундаментально был исполнен и Реквием, ставший главной приманкой для публики, заполнившей до отказа в тот субботний вечер Большой зал Капеллы. Публику привлекло то, что в дополнение к привычной версии заупокойной мессы австрийского гения, дописанной его учеником Зюссмайером, петербургский композитор Григорий Корчмар добавил фугу, сочиненную им на основе обнаруженного пятьдесят лет назад 16-тактового наброска Моцарта.

Перед началом исполнения сам Григорий Овшиевич поднялся на сцену, с которой начал в пространной манере объяснять историю создания моцартовского Реквиема и особенности строения его хоровых фуг. Лекция была довольно бесцеремонно, на полуслове, прервана публикой, начавшей шуметь и аплодировать. «Вам не интересно? Тогда я могу уйти», – обидевшись, парировал Корчмар, после чего действительно удалился.

Традиция интерпретаций сочинений классиков в духе советских ораторий с массивным хором и расширенным по сравнению с моцартовскими временами составом оркестра была в полной мере проявлена и в трактовке Реквиема. Солисты Екатерина Завацкая, Дарья Лейбова, Олег Трофимов и Олег Радченко пели в классической оперной манере, достаточно стройно взаимодействуя друг с другом в ответственных ансамблях. Особую торжественность и монументальность придавали сдержанные темпы, подчеркивающие мрачноватость целого.

С подобным подходом можно поспорить, так как даже в самых серьезных и трагических вещах при всей космической глубине у Моцарта всегда сквозит свет, которого явно не хватило в прошедшем концерте. Дописанная в качестве финала Григорием Корчмаром фуга была сочинена абсолютно в стиле строгой «ученой» музыки XVIII века. Для неискушенного слушателя так и осталось загадкой, в чем же проявилась объявленная в программке и со сцены уникальность концерта и чем поставленный Amen так уж сильно отличается от общепринятого повторения фуги на мотив Kyrie. Впрочем, тайны незавершенных творений гениев всегда будут вызывать к жизни новые гипотезы, версии и догадки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5687) от 21.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...