Мост вышел к людям

Музей-заповедник «Царское Село» открыл движение по Мраморному мосту Большого пруда в Екатерининском парке. Уже мало кто помнит, когда он использовался по назначению.

Мост вышел к людям | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Директор музея-заповедника Ольга Таратынова ловко подрулила к объекту на синем электромобиле в платье того же цвета.

– В отличие от Баболовского или Александровского парков в Екатерининском мы «вышиваем болгарским крестом», – образно пояснила она. – Здесь мы перешли к объектам, требующим повторной реставрации. К сожалению, посетители небрежно относятся к восстановительным работам, которые регулярно проводит музей. На днях в парке кто-то раскрасил мраморную статую губной помадой...

Мраморный мост – одна из центральных построек английской части Екатерининского парка – последние два с половиной десятилетия часто становился жертвой вандализма.

Это легкое ажурное сооружение появилось в свое время благодаря увлечению Екатерины Великой английскими пейзажными парками. В 1770-е годы она отправила зодчего Василия Неелова в Англию изучать ландшафтное строительство. Он привез с берегов туманного Альбиона около двухсот раскрашенных гравюр с видами английских парков, сегодня эта коллекция – гордость музея. На гравюрах можно увидеть Мраморный мост в парке Стоу. Такой же есть в поместье Уилтон. Для Царского Села Неелов спроектировал аналогичный. Детали изготовили на екатеринбургском заводе из местного голубовато-серого и белого мрамора, а собрали сооружение уже на месте в Царском Селе.

За свою историю мост пережил не одну реставрацию. В 1990-х годах это произошло в очередной раз, и почти сразу же хулиганы-недоумки изуродовали памятник, сбросили в воду часть ограждений – перила, балясины, шары.

– Многое разрушилось, – вспоминает главный архитектор музея-заповедника Наталия Кудрявцева. – Музей обиделся, мост оградили, закрыли по нему проход. Как оказалось, надолго. Найти деньги на реставрацию непросто.

Лишь в прошлом году музей смог выделить 16,5 миллиона собственных средств на восстановление одного из символов Царского Села. Тогда же и началась реставрация мраморной колоннады, стоящей на гранитном основании, с расходящимися по бокам лестницами. Специалисты восстановили деформированные детали, воссоздали утраченные. То, что сохранилось, извлекли из воды. Недостающие декоративные элементы вырезали из исторического серо-голубого мрамора на том же уральском заводе.

Сегодня состояние Мраморного моста, возраст которого приближается к двум с половиной столетиям, специалисты оценивают как надежное. Реставрация памятника, по словам директора ГМЗ, потянет за собой восстановление прилегающей к нему территории. На днях будет заказан проект благоустройства участка, примыкающего к мосту. Обсуждается реставрация расположенных рядом маленьких плотин и водоподводящих конструкций.

Пока мост был закрыт, посетителей направляли в обход. Теперь они видят красоту сооружения снаружи и изнутри. Приняты меры и по защите памятника от вандалов. Ограждать его музей не собирается, пошли другим путем – усилили охрану.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5756) от 02.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?