Мост культуры не взорван

Мост культуры не взорван |

Недавно состоялся XV форум «Петербургский диалог». Это одно из лучших изобретений в общении гражданских обществ, в данном случае России и Германии. Раньше он проходил под эгидой первых лиц двух государств, теперь существует сам по себе.

Первоначально казалось, без начальства все затухнет. Но два последних года показали: работа продолжается. И в этот раз съехалось много людей, были интересные дискуссии.

На общей дискуссии немецкие коллеги в свойственной им «прокурорской» манере говорили: Крым, Донбасс, иностранные агенты, вы виноваты... С нашей стороны звучало: что вы к нам привязались? Мы собрались общие проблемы обсуждать, а не выяснять отношения.

Сошлись два национальных характера, в конечном итоге это не повредило уже сложившимся отношениям.

Рабочая группа «Культура», как обычно, была особая. У нас всегда получалась совместная работа, пикироваться нет нужды. В этом году мы обсуждали две проблемы, обе послевоенные. Одна – что делать с Пальмирой, когда кончится война. Вторая – как работать с искусством, перемещенным во время Великой Отечественной войны.

Рецепт решения проблемы «трофейного» искусства – выставки, такие как «Бронзовый век» и «Эпоха меровингов». Они показали вместе вещи из разных музеев и перемещенные немецкие коллекции. Сегодня они спорные, могут демонстрироваться только в России, но тем самым вводятся в научный оборот. Это правильный подход. Надо не противопоставлять себя друг другу, а понять: «трофейное» искусство должны видеть люди. Кому оно принадлежит, окончательно решится когда-нибудь в будущем.

Рецепт работает. На открытии выставки «Бронзовый век» в Эрмитаже Меркель сказала Путину: смотрите, как музейщики учат нас решать деликатные проблемы.

Есть список выставок, которые надо делать и впредь. Но нам начинают мешать, причем с двух сторон.

С одной стороны, прокурорский стиль германских дипломатов, которые опять стали твердить: верните все. С другой стороны, в ответ и некоторые наши ответственные лица хотят вновь все засекретить.

Ситуация такова: есть вещи, которые к нам привезли после войны, и германская сторона на них претендует. Надо жить в этих условиях. Я не раз говорил: нельзя возвращаться к секретности. Она отражает плохую тенденцию – признание вины и соблазн изоляции.

Мы долго находились в изоляции. Как только «выскочили», оказалось, что многое можем. Сначала россияне развлекались, покупали яхты, а потом стали покупать нефтяные поля. Это многим не понравилось. А уж когда оказалось, что армию сохранили боеспособную... Теперь нас пытаются опять изолировать, потому что хочется иметь врага, на борьбу с которым можно деньги тратить.

Появился соблазн изоляции и внутри нашей страны. Соблазн, которому мы не должны поддаваться. Он погубил нас в свое время, когда решили строить социализм в отдельно взятой стране. Главная беда СССР в том, что люди не могли общаться с окружающим миром. Это и взорвало страну.

И сегодня можно услышать: никто нам не нужен, сами обойдемся. Самим плохо, кроме того, изоляция – признание поражения. Оснований признать поражение у нас нет. Надо искать варианты, как преодолеть попытки изоляции.

Отказ американской стороны давать гарантии для музейных выставок – одна из попыток изоляции. Еще один типичный пример – спорт. У современного спорта есть особенности, извратившие смысл Олимпийских игр. Первая – желание иметь необыкновенные, сверхъестественные результаты. В итоге мы получили войну допингов. Наш допинг проиграл. Вторая особенность в том, что произошла национализация Олимпийских игр, превратившая их в состязания государств, а не спортсменов. Возникает порочный круг. Не пустили спортсмена на соревнование – национальное оскорбление. Не пустили одного, пусть другой едет, при чем здесь нация? Может быть, стоит вернуть олимпийское движение в первоначальное русло?

Возвращаясь к «Петербургскому диалогу», замечу, что немецкие журналисты писали только о судьбе «трофейного» искусства. Но самым важным был разговор о Пальмире. Только что оттуда вернулась группа наших археологов. Составлен отчет – основа для начала кампании ЮНЕСКО. Россия не собирается в одиночку восстанавливать Пальмиру.

С немецкими коллегами мы обсуждали, как подтолкнуть к активным действиям ЮНЕСКО. Это громадная организация, где идут бесконечные споры о том, с кем разговаривать в Сирии, с кем нет.

Мы определились с тем, что можем сообща предложить ЮНЕСКО. Первое – полная 3D-карта нынешнего состояния городища Пальмира. Этот документ важен для археологии, истории и принятия дальнейших решений. У нас есть опыт в виртуальной археологии и использовании новейших технологий.

Следующий этап – семинары о реставрации и восстановлении памятника. Это можно делать не на громадных всемирных конференциях, а при участии российских, немецких и сирийских специалистов. В Германии и в России такие специалисты есть. Наши инженеры работали в Пальмире, занимались реставрацией, геодезией, геофизикой. У нас и у немцев есть базы данных, их надо объединить. Теперь особо ценными становятся даже гравюры ХIХ века, изображающие Пальмиру.

С Пальмирой, как и со всеми памятниками Ближнего Востока, связана еще одна проблема – нелегальные раскопки и вывоз ценностей.

Немцы начали исследование «черного рынка» древностей. Этот рынок существует, несмотря на запретительные законы, все о нем знают. Российский опыт показывает: от запретительных законов толку мало. Надо разобраться, что продают, какими путями привозят, каков порядок цен. Замечательные вещи уходят за копейки. Мы договорились провести параллельное исследование «черного рынка» древностей. Посмотреть с «музейной колокольни», как этот мир крутится, узнать, что там происходит.

У нас с немецкими коллегами есть совместные интересы. Они охватывают не весь мир, а только то, что мы можем делать вместе. Перемещенное искусство музейщики должны обсуждать между собой и ни с кем больше. У дипломатов, юристов другие интересы.

На общей дискуссии дипломаты с российской и немецкой стороны предлагали: давайте расширим диалог, пригласим крупных специалистов из других стран – юристов, финансистов, политиков. Это сразу размоет смысл форума. Прелесть «Петербургского диалога» в том, что он двухсторонний. Понятно, многим не нравится, что у России с Германией есть особые отношения. Мост культуры работает, и по нему идет двухстороннее движение.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...