Москвич с Петербургом в душе
Завтра классику отечественной литературы второй половины XX века Андрею Битову исполняется 80 лет.

ФОТО Григория СЫСОЕВА/ТАСС
«Если вспомнить все те моменты, когда тебя могло не стать, получается, что каждый раз тебя спасало чудо», - сказал однажды писатель. Он родился в Ленинграде, вырос на Петроградской стороне и был ребенком, когда началась война. Мать вывезла их с братом из блокадного Ленинграда весной 1942 года - по льду Ладожского озера. Несколько грузовиков в колонне провалились под лед, а их машина уцелела.
Андрей Битов поступил в Горный институт, потому что так хотела мама, и еще потому, что он любил горы, путешествия, романтику. Это все было в духе времени, которое вошло в историю под названием «оттепель». Писать он начал тоже в те полные надежд и романтизма годы. Учась в институте, он занимался в лито, которым руководил ленинградский поэт Глеб Семенов. Рассказы Андрея Битова были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Ему было тридцать, когда вышла его книга «Дачная местность». В 1971 году Битов закончил роман «Пушкинский дом», который начал писать в 1964-м под впечатлением от суда над Иосифом Бродским. Роман вышел в 1978-м году в США.
Публикация за рубежом, а также участие в альманахе «Метрополь» сделали невозможным издание книг Битова в СССР. Так что на родине роман вышел только в годы перестройки. Главный герой романа - ленинградский филолог Лева Одоевцев, типичный представитель поколения шестидесятников, каким был, собственно, и сам Битов.
С 1985 года вышло более 30 книг Андрея Битова, среди них «Грузинский альбом», «Книга путешествий», «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов», «Вычитание зайца», «Оглашенные», «Империя в четырех измерениях», «Кавказский пленник» и другие. В 1977 году он написал сценарий для фильма Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда», главную роль в нем сыграл Олег Даль. А в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой» Битов дебютировал как актер, сыграв композитора и пианиста Старцева.
Несмотря на столь внушительный список трудов, Битов говорит: «Полагаю, что я профессионал. Потому что я чудовищно не люблю писать». Он уже много лет живет в Москве, но, по его словам, так и остается петербургским писателем.
Материалы рубрики
Театр «Буфф» и Всероссийский музей Пушкина представили совместный образовательный проект
В Пушкине прошла церемония вручения Литературной премии имени Беляева
В сети набирает популярность творчество поэта Асланбека Тугузова
Константин Фрумкин изучил трансформацию образа ученого в советской литературе и искусстве
День чтения вслух пройдет в Петербурге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии