Море зовет: в Каннах стартует международный кинофестиваль
«СПб ведомости» взглянули на программу главного европейского кинофестиваля, вновь раскинувшего свои шатры на юге Франции.

Фото Panoramic via ZUMA Press/ТАСС
Жюри возглавляет актриса Кейт Бланшетт. У нее в компании еще трое артистов - ледяная француженка Леа Сейду, икона сентиментального демонизма китаец Чанг Чен, двуличная американская белоснежка Кристен Стюарт. Режиссеры в жюри представлены школами разных континентов - и в числе прочих Андрей Звягинцев, чьи фильмы неоднократно участвовали в каннском конкурсе, получая призы.
С феноменальным размахом представлено российское и русскоязычное кино. В главном конкурсе - «Лето» Кирилла Серебренникова, комедиографа, обладающего редким даром социального сарказма. И «Айка» Сергея Дворцевого, документалиста, много лет назад переместившегося на территорию вымысла. Это фильм о молодой эмигрантке, ведущей отчаянные поиски своего ребенка, оставленного в роддоме. Во второй по значимости программе «Особый взгляд» - «Донбасс» Сергея Лозницы и «Ласковое безразличие мира» Адирхана Ельжанова, история парня и девушки, приехавших из аула в большой город.
Рифмы времени открывают фестиваль: полувековой юбилей массовых студенческих протестов 1968 года и скандала, который тогда устроили режиссеры «новой волны» во главе с Годаром и Трюффо. Они потребовали закрыть «буржуазное мероприятие» в знак поддержки бастующих студентов и даже повисли на занавесе, мешая его открыть. И победили: фестиваль пришлось отменить. Теперь, пятьдесят лет спустя, в конкурсе снова фильм Жан-Люка Годара - неутомимого в своем величавом радикализме, как поют поклонники, и в своем занудстве, как бурчат злопыхатели. Фильм «Образ и речь» - наверное, о дешифровке навязчивых культурных знаков: в философском смысле, не шпионском, хотя, кто знает?
Тридцать лет назад на российские экраны вышел фильм Рашида Нугманова «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. «Денди периода пост-панк» — называлась одна из первых рецензий. И культ рок-деятеля умножился - даже цитировали Блока, романтизируя «раскосые и жадные» глаза Цоя. И вот Кирилл Серебренников снял «Лето» - про тех самых музыкантов в том самом белесом летнем Питере. Фильм режиссера «Ученик» был в «Особом взгляде» каннского фестиваля три года назад и получил один из призов. А еще в программе «Синефонд» - короткометражка «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника Московской школы нового кино. Таким образом, российская тема станет едва ли не ключевым сюжетом фестиваля - во всяком случае в первой его половине.
Возможно, с юбилеем 1968 года - историческим моментом «обновления жанра» - связаны какие-то изменения каннского конкурса. Долгие годы это была на девяносто пять процентов «выставка» деяний современных классиков. В этом сезоне их численность в конкурсе уменьшилась, а количество новых фигур увеличилось. Впрочем, присутствует «Догмен» Маттео Гарроне, не раз получавшего в Каннах призы, «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер, ей тоже вручали уже «Гран-при», «Холодная война» оскароносца Павла Павликовского. А классики со стажем расположились «на полях основного текста» - в специальных показах. Тут и Вим Вендерс с документальной картиной «Папа Франциск. Человек слова», в которой снялся глава Римско-католической церкви. И «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера - с Умой Турман, Мэттом Дилоном и очередным провокационным замахом на эстетизацию зла, практикуемого людьми и побеждающего при бездействии сил добра.
На гала-открытии показывают драму-детектив «Все знают» об отношениях в семье - иранец Асгар Фархади большой мастер этого жанра. Но впервые он снял европейских звезд: Хавьера Бардема и Пенелопу Крус, еще ту заводную парочку - уже, как известно, блиставшую в саркастическом водевиле Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона».
Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Сегодня, полвека спустя».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.
Материалы рубрики
«До рассвета», «Уик-энд с батей». Новинки кино: 1 июня
В «Севкабеле» пройдет фестиваль «Пример интонации»
Завершился фестиваль «Виват кино России!»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии