Монолог как автопортрет

Театр все время приходится от чего-то спасать. То кинематограф обещает ему скорую гибель, то телевидение манит публику комфортом дивана, то сцену оккупируют технические новации... Теоретики устремляются на помощь, доказывая необходимость этого вида искусства и защищая от неблагородных развлечений. Театр, однако, сам содержит мощный запас прочности. Он и без нашей помощи способен выживать и возрождаться – изнутри. И пусть порой кажется, что в обновлении, которому подвергаются сейчас питерские театры, есть место всему – новой литературе, новейшим технологиям, режиссерским поискам, интерактиву, однако зал затихает и поддается волшебству сцены именно благодаря актеру.

 Монолог как автопортрет | Сергей Паршин в моноспектакле «Охота жить!».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Сергей Паршин в моноспектакле «Охота жить!».
ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Это свойство прекрасно знакомо Александринскому театру. Техническая оснащенность его многочисленных сцен завидна и порой самоценна, но в репертуаре вдруг появляется целое направление, основанное на классических традициях. Цикл называется «Монологи в Царском фойе». Начали его Игорь Волков и Николай Мартон, в этом сезоне к ним присоединились еще два народных артиста – Виктор Смирнов и Сергей Паршин.

Веками проверенный рецепт «на площадь выходят два актера, расстилают коврик, и начинается действие» здесь вынесен за скобки, потому что исходные обстоятельства заранее соблюдены. У подножия театра – площадь, задуманная Карло Росси как Театральная. Ковры вычищены и расстелены, капельдинеры, похожие на важных дворецких, следят за порядком. Подготовлены и зрители, пришедшие на встречу с актерами, которых боготворят.

Виктор Смирнов, выступавший на большой сцене в ролях большого репертуара – Пугачева, Гамлета, Петра Первого, Фамусова, казалось, для огромных сценических пространств и предназначен. Мощный голос, крупный жест, неповторимая пластика. Для спектакля «Перечитывая любимые страницы...» он, однако, выбрал вещи камерные. Даже Маяковский и Борис Корнилов в его прочтении сбавляют пафос, обретая доверительный тон. Рассказы Чехова и Зощенко звучат с мягким юмором, которым актер и сам обладает в достатке. А в стихах Пушкина привлекают исповедальные ноты. «Не дорого ценю я громкие права...» – произносится от первого лица, взвешенно, искренне и просто.

Жанр монолога, словно автопортрет, позволяет взглянуть на актера без грима, узнать, что его волнует сегодня, насколько он интересен как человек, а не только как блестящий мастер перевоплощения. Крупный план, почти утраченный главными сценическими подмостками, в пространстве театрального фойе возвращает актеру его исконную миссию. Знаменательно, что об этом заботится режиссерский театр и внедряет достояние старины в ряд новаций.

К Году литературы на новой сцене Александринки приурочен спектакль «Дороги», составленный из отрывков отечественной словесности. Российское бездорожье в нем тематически переплетается с дорогами, которые выбирает гражданин и художник. Благодаря этому литературный монтаж выстраивается в серьезный разговор о жизни и искусстве. Наряду с ведущими и начинающими артистами участвуют в этом повествовании и новейшие технологии: планшет распадается на кубики, кружатся софиты и штанкеты, видео вторгается в действие... Но никакие ухищрения не спасают актера, слабо владеющего текстом, и ничуть не помогают тем, кто блестяще ведет свою партию. Наверное, хайтек призван помочь зрителю, не готовому к вербальным нагрузкам. Неужели нынешняя публика любит не ушами, а глазами?

И все же режиссер (в программке он назван скромно – корректировщик) Валерий Фокин не случайно в качестве финального аккорда предложил статичную мизансцену, усадив корифеев-александринцев в старинные кресла. Торжественно, с авансцены, преподнесены как классические тексты, так и артисты, в чьих устах стихи и проза звучат, словно только что сочиненные. Выглядело это и как обещание будущих пространных монологов. Читалось и укором современной прозе, которая еще, как видно, не доросла до уровня театра.

И вот еще одна премьера в Царском фойе – спектакль Сергея Паршина «Охота жить!» по произведениям Шергина, Шолохова и Шукшина. Разные по жанру, настроению и кругу мыслей, строки обжиты и «присвоены» артистом настолько, насколько близки его натуре. Жизнь во всей ее наполненности и многогранности – такова тема спектакля. Здесь и восторг, бьющий через край и вырывающийся в песнях, и тоска по несбывшемуся, невозможному, и романтическая надежда дотянуться до радуги... Цементируют эти чувства и мысли отрывки из дневников Бориса Шергина, который оказывается соавтором актера и открывается не только как острый на язык фольклорист, но и как самобытный философ.

Три «Ш» в трактовке Паршина пока не равноценны, но тем и хороши театральные монологи, что все они живые, подвижные, вызревающие на публике. Актер может ошибаться, спотыкаться, импровизировать. Зритель будет только рад убедиться, что театр – это такое место, где нет никакой «фанеры», где все – настоящее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...