Монолог как автопортрет

Театр все время приходится от чего-то спасать. То кинематограф обещает ему скорую гибель, то телевидение манит публику комфортом дивана, то сцену оккупируют технические новации... Теоретики устремляются на помощь, доказывая необходимость этого вида искусства и защищая от неблагородных развлечений. Театр, однако, сам содержит мощный запас прочности. Он и без нашей помощи способен выживать и возрождаться – изнутри. И пусть порой кажется, что в обновлении, которому подвергаются сейчас питерские театры, есть место всему – новой литературе, новейшим технологиям, режиссерским поискам, интерактиву, однако зал затихает и поддается волшебству сцены именно благодаря актеру.

 Монолог как автопортрет | Сергей Паршин в моноспектакле «Охота жить!».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Сергей Паршин в моноспектакле «Охота жить!».
ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Это свойство прекрасно знакомо Александринскому театру. Техническая оснащенность его многочисленных сцен завидна и порой самоценна, но в репертуаре вдруг появляется целое направление, основанное на классических традициях. Цикл называется «Монологи в Царском фойе». Начали его Игорь Волков и Николай Мартон, в этом сезоне к ним присоединились еще два народных артиста – Виктор Смирнов и Сергей Паршин.

Веками проверенный рецепт «на площадь выходят два актера, расстилают коврик, и начинается действие» здесь вынесен за скобки, потому что исходные обстоятельства заранее соблюдены. У подножия театра – площадь, задуманная Карло Росси как Театральная. Ковры вычищены и расстелены, капельдинеры, похожие на важных дворецких, следят за порядком. Подготовлены и зрители, пришедшие на встречу с актерами, которых боготворят.

Виктор Смирнов, выступавший на большой сцене в ролях большого репертуара – Пугачева, Гамлета, Петра Первого, Фамусова, казалось, для огромных сценических пространств и предназначен. Мощный голос, крупный жест, неповторимая пластика. Для спектакля «Перечитывая любимые страницы...» он, однако, выбрал вещи камерные. Даже Маяковский и Борис Корнилов в его прочтении сбавляют пафос, обретая доверительный тон. Рассказы Чехова и Зощенко звучат с мягким юмором, которым актер и сам обладает в достатке. А в стихах Пушкина привлекают исповедальные ноты. «Не дорого ценю я громкие права...» – произносится от первого лица, взвешенно, искренне и просто.

Жанр монолога, словно автопортрет, позволяет взглянуть на актера без грима, узнать, что его волнует сегодня, насколько он интересен как человек, а не только как блестящий мастер перевоплощения. Крупный план, почти утраченный главными сценическими подмостками, в пространстве театрального фойе возвращает актеру его исконную миссию. Знаменательно, что об этом заботится режиссерский театр и внедряет достояние старины в ряд новаций.

К Году литературы на новой сцене Александринки приурочен спектакль «Дороги», составленный из отрывков отечественной словесности. Российское бездорожье в нем тематически переплетается с дорогами, которые выбирает гражданин и художник. Благодаря этому литературный монтаж выстраивается в серьезный разговор о жизни и искусстве. Наряду с ведущими и начинающими артистами участвуют в этом повествовании и новейшие технологии: планшет распадается на кубики, кружатся софиты и штанкеты, видео вторгается в действие... Но никакие ухищрения не спасают актера, слабо владеющего текстом, и ничуть не помогают тем, кто блестяще ведет свою партию. Наверное, хайтек призван помочь зрителю, не готовому к вербальным нагрузкам. Неужели нынешняя публика любит не ушами, а глазами?

И все же режиссер (в программке он назван скромно – корректировщик) Валерий Фокин не случайно в качестве финального аккорда предложил статичную мизансцену, усадив корифеев-александринцев в старинные кресла. Торжественно, с авансцены, преподнесены как классические тексты, так и артисты, в чьих устах стихи и проза звучат, словно только что сочиненные. Выглядело это и как обещание будущих пространных монологов. Читалось и укором современной прозе, которая еще, как видно, не доросла до уровня театра.

И вот еще одна премьера в Царском фойе – спектакль Сергея Паршина «Охота жить!» по произведениям Шергина, Шолохова и Шукшина. Разные по жанру, настроению и кругу мыслей, строки обжиты и «присвоены» артистом настолько, насколько близки его натуре. Жизнь во всей ее наполненности и многогранности – такова тема спектакля. Здесь и восторг, бьющий через край и вырывающийся в песнях, и тоска по несбывшемуся, невозможному, и романтическая надежда дотянуться до радуги... Цементируют эти чувства и мысли отрывки из дневников Бориса Шергина, который оказывается соавтором актера и открывается не только как острый на язык фольклорист, но и как самобытный философ.

Три «Ш» в трактовке Паршина пока не равноценны, но тем и хороши театральные монологи, что все они живые, подвижные, вызревающие на публике. Актер может ошибаться, спотыкаться, импровизировать. Зритель будет только рад убедиться, что театр – это такое место, где нет никакой «фанеры», где все – настоящее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.