«Молли Суини» открывает глаза в МДТ
На сцену МДТ - Театра Европы вернулся спектакль «Молли Суини», премьера которого состоялась 18 лет назад.
Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
Можно подумать, что так театр решил отметить совершеннолетие «Молли», но на самом деле возвращению способствовали другие события и даты. Одна из лучших пьес классика ирландской литературы Брайена Фрила шла с большим успехом и небольшими перерывами. После того как Петр Семак перешел в Александринский театр, казалось, с «Молли» простились навсегда. В спектакле всего три героя, и заменять кого-то из них - дело трудное. В МДТ такое случается, но бывает, что вместе с ушедшим актером уходит и персонаж. И все же, как в образцовом репертуарном театре, спектакли здесь живут долго, с годами набирают силу, не теряя зрительской любви. Поэтому они возвращаются. Как вернулись сильно помолодевшие «Братья и сестры» и «Гаудеамус».
Молли, потерявшую зрение в раннем детстве и с тех пор познающую мир на ощупь, играет Татьяна Шестакова. Можно сказать, что актриса за годы знакомства с героиней, не просто свыклась с ней, но узнает ее все лучше и глубже. Сейчас она словно разматывает историю с конца, ведя рассказ от лица повзрослевшей и в известном смысле прозревшей женщины. Она вспоминает годы счастья, когда мир возникал в ее воображении и был, как выяснилось, гораздо ярче и богаче, чем после попытки вернуть физическое зрение. Операция не помогла, Молли вновь ослепла, но не разучилась фантазировать, философствовать и находить радость там, где она недоступна зрячим.
Вместе с Молли изменился и спектакль, в пьесе открылась притча, изначально явная для автора и для Льва Додина, но требовавшая зрелости и от актеров. По сюжету, вернуть зрение героине - затея двух мужчин, мужа Молли и врача мистера Райса. Сергей Курышев, похоже, прекрасно изучил характер Фрэнка Суини. Он жаждет осчастливить весь мир, помочь китам, народу Абиссинии, иранским козочкам, ирландским барсукам, а заодно и жене. Вместо сердца у него пламенный мотор. Прежде этот тип скорее забавлял, чем пугал, сейчас скорее раздражает, чем веселит. Неизвестно, кому больше вреда от неугомонности мистера Суини - окружающим или ему самому...
Новое дыхание возникло в спектакле и благодаря новому исполнителю роли доктора Райса. Игорь Черневич вообще, как видно, переживает самый пик своего творческого пути. Много снимается в кино, а в МДТ вышел на первую линию актеров, на которых держится репертуар. Казалось бы, совсем недавно в «Гаудеамусе» неизменно срывал аплодисменты их дуэт с Натальей Кроминой, когда они играли на рояле Моцарта пальцами босых ног, а потом взлетали под небеса в балетном па-де-де. Сегодня он Клавдий в «Гамлете», Вурм («Коварство и любовь»), Астров, Гаев и Вершинин в чеховских спектаклях Льва Додина. Актер умеет быть безжалостным к своим персонажам. Вот и в Райсе его прежде всего занимает драма талантливого человека с чрезмерными амбициями. Неудачи сломили его не только как врача, но и как личность.
Крах, который потерпели герои, одна Молли перенесла с достоинством. И в памяти у зрителей сохранятся не столько растерянные лица Фрэнка и Райса, сколько улыбающаяся сквозь слезы маленькая Молли.
Что же касается славных дат, ставших поводом для возвращения на сцену спектакля, то следует, наверное, упомянуть 85-летие переводчика пьесы Михаила Стронина, много лет работавшего в МДТ завлитом и немало способствовавшего превращению областного театра в Театр Европы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6332) от 29.11.2018 под заголовком «Молли открывает глаза».
Комментарии