Модернизм на холмах

В Главном штабе открылась выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне». Она объединила более четырехсот экспонатов из музейных собраний Финляндии.

Модернизм на холмах  | Посетители выставки рассматривают маяк Алвара Аалто (конкурсный проект памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго. 1929 г.).<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Посетители выставки рассматривают маяк Алвара Аалто (конкурсный проект памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго. 1929 г.).
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Это не первый проект, посвященный развитию европейских архитектурных школ, но он отличается от других, – рассказывает автор идеи и куратор выставки научный сотрудник отдела современного искусства Эрмитажа Ксения Малич. – Такой масштабной выставки еще не было. История модернизма в последние десятилетия пересматривается и переоценивается. Модернизм принес немало разочарований в России и Европе. Финский модернизм доказывает, что была и другая, альтернативная история, где финал получился оптимистичным.

Финская архитектура молода, ей немногим более ста лет. Лишь в 1907 году в Политехническом институте Хельсинки появилась специальность «архитектура». Градостроительного опыта было мало. В начале прошлого века всего 10% населения страны проживало в городах. В 1917 году Финляндия получила независимость. Архитектура стала частью национального проекта «поиска самоидентичности».

Оригинальные рисунки, фотографии, кадры документального и художественного кино, предметы дизайна и макеты культовых проектов Алвара Аалто, Аарне Эрви, Реймы Пиетиля, Уно Ульберга и других финских архитекторов демонстрируют эти поиски.

Архитекторы пытались рационализировать то, что было создано до них, прибавив к этому собственный опыт, местные традиции, в том числе деревянного зодчества.

Финский модернизм вырос не из революционного манифеста, как это было в европейских странах и СССР, а из существующей практики, уважения к прошлому, заботы о настоящем. Сказалось и не самое лучшее экономическое положение. Все строилось почти ремесленным способом, зато тщательно, вдумчиво и аккуратно.

Финский модернизм легко прижился на местной почве. Возникла школа – гордость нации и архитектура, которая стала золотым фондом страны. Ее любят, берегут и умело реставрируют. Это касается не только общественных зданий, но и жилых кварталов. Такие проекты типовыми не назовешь. Каждый дом строился с учетом особенностей местного ландшафта, возникал тактичный диалог с природой. На рисунках – знаменитые дома-террасы Алвара Аалто, расположенные на лесистом холме. Их форма продиктована условиями, в которые архитектор был поставлен природой.

Финские зодчие и художники «золотого поколения» 1930 – 1960-х годов позаимствовали у интернационального стиля приемы, которые отвечали национальному характеру и традициям. То, что они создали семь десятилетий назад, все еще актуально.

В состав выставки вошли и образцы дизайна – посуда, мебель. В витринах цветное стекло послевоенного времени. Эти вещи есть в каждом финском доме. Простота и функциональность их отличительная особенность. До сих пор фабрики время от времени такие вещи выпускают.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?