«Мода русского модерна» на Витебском вокзале

В Картинном зале Витебского вокзала открылась выставка «Мода русского модерна» из коллекции Александра Васильева.

«Мода русского модерна» на Витебском вокзале | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Кто-то из коллег пошутил, что вот, мол, Васильев до чего дошел, показывает свои платья уже и на вокзалах. Не согласна. В вокзалах есть своя романтика: ветер дальних странствий, встречи-расставания, предвкушение знакомства с новыми городами... Но главное: Витебский вокзал - один из красивейших памятников русского модерна, и платья этой эпохи от Васильева вписываются в изысканные интерьеры идеально.

50 моделей, упрятанные в витрины, словно гостьи из прошлого. Глядя на них, мы в своем воображении совершаем путешествие в прошлое, в ту эпоху, которую с легкой руки французов называют La Belle Epoque. Стиль модерн иногда называют последним вздохом умирающего столетия. Он расцвел на рубеже XIX - XX веков и просуществовал лет 25, оставив о себе яркий след. А закончился в 1914 году, когда начались Первая мировая война и, по словам Анны Ахматовой, «не календарный, настоящий двадцатый век».

Публика сможет проследить все этапы становления стиля. Мы видим платья с элементами неоклассицизма, рукава жиго - «бараний рог», колоколообразные юбки. А затем появляются модели, представляющие чистейшей образец стиля модерн с характерным для него гибким силуэтом, напоминающим латинскую букву S.

Силуэт этот достигался сложным путем, его буквально вытачивали, как скульптуру, строили, как архитектурное сооружение. Главным элементом был корсет. А еще турнюр, который придавал фигуре пышности сзади. Для выставки были изготовлены специальные манекены, сейчас с такими тонюсенькими талиями нет: 55 см, фантастика.

Наблюдая, с каким восторгом смотрят дамы на эти платья, Александр Васильев советовал не завидовать. До сих пор спорят, что такое корсет - орудие пытки или средство соблазна. Наверное, и то и другое. Первым, кто освободил женщину из тисков корсета, был французский кутюрье Поль Пуаре, вдохновленный костюмами Бакста к «Русским сезонам» Сергея Дягилева.

- Мода зависит от многих вещей, в частности, от манеры питания, - объясняет Васильев. - Сегодня много гормональных продуктов, а в те времена все было натуральное. И женщины были меньше, изящнее. На нас бы их платья не налезли.

Их шили вручную, это был настоящий от кутюр. Портнихи слепли над шитьем, горбились по многу часов. А потом еще выслушивали капризы клиенток: то не так, это не этак, переделай, чтобы я не казалась в платье толстой. Нелегко приходилось и прачкам, которые вручную, без специальных средств и стиральных машин отстирывали пятна с длинных подолов, подметавших улицы.

Хранить туалеты тоже было проблемой.

- Платья атаковала моль, на их сохранность покушались влажность, свет. Да и сами дамы, их носившие, не очень их берегли. В этих платьях танцевали, ели мороженое, потели, - говорит Васильев.

Я вспомнила, что рассказывала Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа, на выставке «Время не властно»: «Ткани все хрупкие, в особенности шелковые, из которых шили платья на рубеже XIX - начала XX века. Они сшиты из очень красивых материалов, но их создатели меньше всего задумывались о долгой жизни своих творений, их прочности. Как правило, платья богато декорированы, усыпаны колючими стразами, бисером, стеклярусом. Причем металлические «лапки», которые держат красиво мерцающее стекло, при малейшем перемещении (даже когда перекладываешь в хранилище) цепляются за ткань. А все это тончайшее, прозрачное, не выдерживает такой нагрузки, рвется. Реставрация же должна быть незаметной. Мы не имеем права вторгаться в памятник».

В Фонде Васильева работают постоянно несколько реставраторов, которые приводят купленные вещи в порядок и следят потом за их сохранностью.

Много спорят - была ли в России той поры своя мода или мы все заимствовали у Парижа. А вот была! Только в Петербурге в 1900-е годы насчитывалось более сотни модных домов и ателье. Но лишь немногие творцы моды были удостоены звания «поставщик императорского двора»: Ольга Бульбенкова, Август Бризак, Надежда Ламанова...

После революционной катастрофы вещи императорских и великокняжеских дворцов были национализированы, попали в музеи. Но многое разметало бурей революции. Однако кое-что уцелело. Например, коллекция платьев актрисы Веры Карахан, которая до 70-х годов прошлого века пролежала на антресолях в ее московской квартире, а потом была продана родственниками Эрмитажу. Много таких историй есть и у Васильева. Одна связана с бальным платьем, принадлежавшим Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой - хозяйке завода «Петровская водка». Оно было сшито для нее в 1912 году, а в 1914-м оказалось вместе с хозяйкой в Париже. Война, революция - Татьяна так и не вернулась в Россию, оставшись во Франции вместе со своими платьями, которые вышли из моды. Так они и пролежали в кофрах полвека. Только в 1992 году внуки заглянули в них, и вдруг среди полуистлевших платьев, корсетов, шляп блеснули бриллианты. А семья долгие годы не подозревала о них и перебивалась с хлеба на квас.

Сколько таких историй могут рассказать платья, если уметь их слушать! Выставка открыта до 29 декабря, вход на нее свободный.

#выставка #мода #Витебский вокзал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6306) от 23.10.2018 под заголовком «Модерн: и мода, и вокзал».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?