«Мода русского модерна» на Витебском вокзале

В Картинном зале Витебского вокзала открылась выставка «Мода русского модерна» из коллекции Александра Васильева.

«Мода русского модерна» на Витебском вокзале | ФОТО Татьяны ГОРД

ФОТО Татьяны ГОРД

Кто-то из коллег пошутил, что вот, мол, Васильев до чего дошел, показывает свои платья уже и на вокзалах. Не согласна. В вокзалах есть своя романтика: ветер дальних странствий, встречи-расставания, предвкушение знакомства с новыми городами... Но главное: Витебский вокзал - один из красивейших памятников русского модерна, и платья этой эпохи от Васильева вписываются в изысканные интерьеры идеально.

50 моделей, упрятанные в витрины, словно гостьи из прошлого. Глядя на них, мы в своем воображении совершаем путешествие в прошлое, в ту эпоху, которую с легкой руки французов называют La Belle Epoque. Стиль модерн иногда называют последним вздохом умирающего столетия. Он расцвел на рубеже XIX - XX веков и просуществовал лет 25, оставив о себе яркий след. А закончился в 1914 году, когда начались Первая мировая война и, по словам Анны Ахматовой, «не календарный, настоящий двадцатый век».

Публика сможет проследить все этапы становления стиля. Мы видим платья с элементами неоклассицизма, рукава жиго - «бараний рог», колоколообразные юбки. А затем появляются модели, представляющие чистейшей образец стиля модерн с характерным для него гибким силуэтом, напоминающим латинскую букву S.

Силуэт этот достигался сложным путем, его буквально вытачивали, как скульптуру, строили, как архитектурное сооружение. Главным элементом был корсет. А еще турнюр, который придавал фигуре пышности сзади. Для выставки были изготовлены специальные манекены, сейчас с такими тонюсенькими талиями нет: 55 см, фантастика.

Наблюдая, с каким восторгом смотрят дамы на эти платья, Александр Васильев советовал не завидовать. До сих пор спорят, что такое корсет - орудие пытки или средство соблазна. Наверное, и то и другое. Первым, кто освободил женщину из тисков корсета, был французский кутюрье Поль Пуаре, вдохновленный костюмами Бакста к «Русским сезонам» Сергея Дягилева.

- Мода зависит от многих вещей, в частности, от манеры питания, - объясняет Васильев. - Сегодня много гормональных продуктов, а в те времена все было натуральное. И женщины были меньше, изящнее. На нас бы их платья не налезли.

Их шили вручную, это был настоящий от кутюр. Портнихи слепли над шитьем, горбились по многу часов. А потом еще выслушивали капризы клиенток: то не так, это не этак, переделай, чтобы я не казалась в платье толстой. Нелегко приходилось и прачкам, которые вручную, без специальных средств и стиральных машин отстирывали пятна с длинных подолов, подметавших улицы.

Хранить туалеты тоже было проблемой.

- Платья атаковала моль, на их сохранность покушались влажность, свет. Да и сами дамы, их носившие, не очень их берегли. В этих платьях танцевали, ели мороженое, потели, - говорит Васильев.

Я вспомнила, что рассказывала Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа, на выставке «Время не властно»: «Ткани все хрупкие, в особенности шелковые, из которых шили платья на рубеже XIX - начала XX века. Они сшиты из очень красивых материалов, но их создатели меньше всего задумывались о долгой жизни своих творений, их прочности. Как правило, платья богато декорированы, усыпаны колючими стразами, бисером, стеклярусом. Причем металлические «лапки», которые держат красиво мерцающее стекло, при малейшем перемещении (даже когда перекладываешь в хранилище) цепляются за ткань. А все это тончайшее, прозрачное, не выдерживает такой нагрузки, рвется. Реставрация же должна быть незаметной. Мы не имеем права вторгаться в памятник».

В Фонде Васильева работают постоянно несколько реставраторов, которые приводят купленные вещи в порядок и следят потом за их сохранностью.

Много спорят - была ли в России той поры своя мода или мы все заимствовали у Парижа. А вот была! Только в Петербурге в 1900-е годы насчитывалось более сотни модных домов и ателье. Но лишь немногие творцы моды были удостоены звания «поставщик императорского двора»: Ольга Бульбенкова, Август Бризак, Надежда Ламанова...

После революционной катастрофы вещи императорских и великокняжеских дворцов были национализированы, попали в музеи. Но многое разметало бурей революции. Однако кое-что уцелело. Например, коллекция платьев актрисы Веры Карахан, которая до 70-х годов прошлого века пролежала на антресолях в ее московской квартире, а потом была продана родственниками Эрмитажу. Много таких историй есть и у Васильева. Одна связана с бальным платьем, принадлежавшим Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой - хозяйке завода «Петровская водка». Оно было сшито для нее в 1912 году, а в 1914-м оказалось вместе с хозяйкой в Париже. Война, революция - Татьяна так и не вернулась в Россию, оставшись во Франции вместе со своими платьями, которые вышли из моды. Так они и пролежали в кофрах полвека. Только в 1992 году внуки заглянули в них, и вдруг среди полуистлевших платьев, корсетов, шляп блеснули бриллианты. А семья долгие годы не подозревала о них и перебивалась с хлеба на квас.

Сколько таких историй могут рассказать платья, если уметь их слушать! Выставка открыта до 29 декабря, вход на нее свободный.

#выставка #мода #Витебский вокзал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (6306) от 23.10.2018 под заголовком «Модерн: и мода, и вокзал».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...