Мода на церковное шитье

Музей истории религии уже не раз показывал, что обладает уникальными коллекциями. В их числе и фонд «Ткани», где собрано более семи тысяч единиц хранения. Новая выставка «Русское церковное шитье XVII — XXI вв.» представляет лучшие образцы собрания — золотное шитье. Эпиграфом к выставке стала фраза «Нить молитвы через века...».

Мода на церковное шитье | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В двух залах за стеклами витрин собрано сорок с лишним отреставрированных к выставке экспонатов: облачения священников, церковная утварь, иконы и их оклады. Большую часть публика видит впервые.

Как рассказывает заведующая отделом экспозиций и выставок музея Марина Птиченко, все предметы утилитарного назначения, ими пользовались во время богослужений. И в то же время это произведения искусства, которые помимо художественных достоинств демонстрируют стилистическое разнообразие. Замысел организаторов — показать, что церковное искусство, как и светское, подвержено влиянию моды.

Самые старые по времени создания экспонаты — два парных покровца «Се, Агнец Божий» и «Троица Ветхозаветная», созданные во второй половине XVII века. В петровское время традиция лицевого шитья была утрачена. Лики на вышитых облачениях делали живописными.

Современные мастерицы традицию возродили. На выставке есть два комплекта облачений из последних закупок музея. Полностью ручная работа, в которой мастера не слепо копировали, а творчески использовали наследие прошлого.

Произведения современных мастеров представлены в первом разделе выставки, они соседствуют с памятниками XVII столетия и образцами эпохи модерн. Особой роскошью и сложностью декора отличается шитье XVIII — XIX веков, показанное во втором зале. Начиная с Петровской эпохи в орнамент стали включать атрибуты военной и государственной символики.

Облачения предназначались для разных праздников церковного календаря, они отличались символикой изображений и цветом ткани — синий, красный, серый бархат. Притягивают взгляд митры (богослужебные головные уборы духовенства). Их отличает совершенство техники исполнения. Один из таких головных уборов расшит не самоцветами и золотом, а соломкой и конским волосом. А создается эффект драгоценного шитья.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5330) от 29.10.2014.


Комментарии