Многие семьи предпочли поход в кино всем другим развлечениям в период январских праздников

Многие семьи предпочли поход в кино всем другим развлечениям в период январских праздников  | Кадр из фильма «По щучьему велению»

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила в своем ТГ-канале, что в новогодние праздники в кинотеатрах побывали 14,8 млн человек. Кассовые сборы превзошли результат прошлого года на 1,3 млрд и составили рекордные 5,8 млрд рублей. Комедия Клима Шипенко «Холоп-2», вышедшая в прокат 1 января, заработала в праздники 2,659 миллиарда. Музыкальная сказка Алексея Нужного «Бременские музыканты» собрала 1,972 млрд рублей.

Похоже, что сегодня волшебные киносказки стали такой же непременной частью праздника, как в былые времена лирические комедии Эльдара Рязанова. Но сказки привлекают в кинотеат­ры народ не только в новогодние каникулы. Картина Александра Вой­тинского «По щучьему велению», вышедшая в прокат в октябре, заработала свыше 2 млрд рублей, став одной из самых кассовых лент 2023 года.

Каковы же причины сказочного бума? Повторим, что на фильм, снятый по волшебной сказке, можно пойти всей семьей, включая бабушек-дедушек и маленьких детей. И этот культпоход не пробьет значительную брешь в семейном бюджете. Билеты в кино значительно дешевле, чем, скажем, билеты на балет или в оперу. Бюджетная доступность важна, но все же это не главная причина магической притягательности киносказок. Имеет значение и доступность восприятия.

Кроме того, многие новые фильмы — что‑то вроде «старых песен о главном». Так, смотря фильм Велединского «По щучьему велению», старшее поколение (а может, и не только старшее) вспоминает картину главного сказочника советского кинематографа Александра Роу, вышедшую в 1938 году. Это была первая киносказка режиссера. Действие происходит в русской деревне, снятой вполне реалистично, тем более ярко воспринимаются включенные в картину сверхъ­естественные события вроде говорящей щуки или шагающих ведер.

Роу снял 14 сказок, и показывали их в советское время постоянно. А «Золушка» Надежды Кошеверовой? А «Каменный цветок» (1946) и «Садко» (1952) Александра Птушко, отмеченные в свое время жюри Каннского и Венецианского кино­фестивалей? Все эти фильмы вошли в культурную память нескольких поколений, можно даже сказать, стали частью нашего генетического кода. И они до сих пор любимы.

Сказки притягательны не только волшебством. Волшебные истории универсальны, они на все времена. И обладают психотерапевтическим эффектом. Потому что в сказках, как правило, добро торжествует над злом, Золушка получает своего принца, а Иван-дурак добивается большего успеха, чем самый разумный умник.

Еще одна причина нынешнего успеха сказок в кино, на мой взгляд, — завораживающая красота декораций и прежде всего костюмов.

Половина, если не больше, успеха фильма «По щучьему велению» заключается в фантастически красивых костюмах, созданных Надеж­дой Васильевой и Ольгой Михайловой. В дни премьерных показов Надежда Васильева несколько раз встречалась со зрителями, рассказывала о том, как эта красота создавалась. Поражаешься, сколько труда в эти костюмы вложено. Один пример — щучья чешуя. Для создания эффекта рыбьей чешуи было напечатано несколько тысяч частиц разного размера. Потому что к центру спинки щуки чешуя становится крупнее, а к краям — уменьшается. Ювелирная работа.

Как долго продлится сказочный бум, сказать сложно. Продюсеры спешат ковать железо, пока горячо. В этом году нас ждет еще несколько премьер. В марте запланирован выход фильма Ильи Учителя «Летучий корабль» (6+). Он тоже, как и многие нынешние киносказки, основан на советском наследии — мультфильме Гарри Бардина, созданном по мотивам русской сказки в 1979 году. Только у Учителя будут не рисованные персонажи, а живые актеры (тот же фокус проделали с «Бременскими музыкантами»). И, как в «Бременских музыкантах», к хрестоматийным песням добавили несколько современных — саундтрек Максима Дунаевского дополнили песнями, написанными Максимом Фадеевым. Сюжет, напомню, вполне патриотический. Царевна Забава, которую папаша хочет выдать замуж на богатого наследника Поля, влюбляется в простого человека ­матроса Ивана. Поль использует против него черную магию, но любовь, понятное дело, побеждает. Злодей наказан, а Иван и Забава уносятся на Летучем кораб­ле навстречу счастью.

Александр Войтинский, автор фильма «По щучьему велению», снимет «Огниво». В основе, понятно, сказка Ханса Кристиана Андерсена, но действие перенесено в сказочное Берендеево царство, а главного героя зовут Иван.

В апреле ждем фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» по произведению популярного советского писателя Кира Булычева о старшекласснике Коле Герасимове, который попадает в будущее.

В декабре на экраны должны выйти «Волшебник Изумрудного города» Игоря Волошина и «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко. А в честь 220‑летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина нас ждут версии «Золотого петушка» Рената Давлетьярова и «Руслана и Людмилы» Руслана Мосафира.


#праздники #фильмы #статистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7584) от 18.01.2024 под заголовком «В некотором царстве, в кинематографическом государстве».


Комментарии