Мишель Легран — знаток любви

Безусловно, присутствие на «Славянском базаре» в роли председателя жюри Мишеля Леграна взбудоражило многих. Это было событие. Много неясностей, много споров вызвали его судейские оценки. Но сейчас все-таки не об этом. У нас в гостях маэстро Легран! Чем живет, кого любит, о чем вспоминает, о чем пишет живой классик...

Мишель Легран — знаток любви |

— Как странно, мсье Легран, вы, знаменитый французский композитор, вдруг оказываетесь в роли председателя жюри на конкурсе славянской эстрадной песни. Эта ваша ипостась случайна или же для этого были какие-то объективные предпосылки?

— Да, если честно, никаких особых предпосылок не было. Мне просто предложили этот проект и он показался мне интересным. А если говорить вообще: я не разделяю песню на славянскую, европейскую или азиатскую. Есть просто хорошее или плохое исполнение, есть вокальные данные или их нет, есть пластика, костюм, фантазия, стиль, вкус, или же всего этого нет. И я оценивал прежде всего не славянскую песню как таковую, а артиста как творческую личность, его отношение к тому, что он созидает.

— Вы говорили, что очень рады были вновь приехать в Россию. Однако сейчас вы в суверенной теперь Белоруссии. А что же Россия и Петербург, в частности, есть ли планы приехать?

— Увы... Турне по США, Японии, Франции. России нет в этом списке. Хотя, быть может, если появится случай побывать в России, да тем более связанный с моими профессиональными интересами, я непременно этот случай использую.

А впервые я приехал в тогда еще Советский Союз в 1957 году на Международный фестиваль молодежи и студентов. Тогда это был первый западный джазовый оркестр, который проник за «железный занавес». Потом были концерты и на Неве. Ваш город потряс меня своей необыкновенной красотой, своей гармоничной стройной архитектурой.

Но единственный проект, который в какой-то мере связан с Россией, все-таки существует. Российский кинорежиссер Сергей Бондарчук предложил мне написать музыку к новой киноверсии романа Шолохова «Тихий Дон», который он снимает в Европе. И... я думаю, что через 2 — 3 месяца я приступлю к этой работе. Правда, записываться музыка будет в Англии.

— Ваша музыка — это музыка любви. А что для вас лично означает это слово — «любовь»?

— Любовь — это чувство, кардинально противоположное ненависти. Любовь — это жизнь и все то, что связано с жизнью. Моя работа — это тоже любовь. И, думаю, когда любовь уходит, ее место неизбежно занимает смерть.

— Наверное, какой-то любовный порыв побудил вас написать эту чарующую, восхитительную мелодию из «Шербурских зонтиков», которая облетела весь мир и которую еще очень долго будут насвистывать влюбленные и счастливые люди?

— Творчество — процесс очень таинственный. Я не верю в то, что возникает какое-то одномоментное вдохновение. Я писал самую грустную музыку в самые веселые моменты своей жизни. И, наоборот, я писал очень веселые мелодии в трагические моменты жизни. И поэтому совершенно невозможно для меня объективно сказать: что же точно влияет на сочинение.

Единственное, что я знаю точно: меня никогда не покидает потребность писать. Я даже не представляю ни одного дня своей жизни без того, чтобы чего-то не сочинить.

— Мсье Легран, вас при жизни называют классиком XX века. Вам приятно бремя славы?..

— Нет, нет! Слава — это не моя амбиция. Слава, вообще, — птица перелетная, и я никогда не пытался заточить ее в свою золотую клетку. Мое, пожалуй, единственное притязание и мои амбиции заключаются в том, чтобы существовать во всех возможных музыкальных жанрах. И моя мечта заключается в том, чтобы я мог это сделать. И еще я думаю о том, чтобы завтра я смог написать немного лучше, чем вчера. А все остальное — случайность.

— Сейчас многие музыканты вдруг обнаруживают в себе способности живописцев, скульпторов. Может быть, и вы помимо сочинения музыки творите что-то еще?

— Музыка и музицирование занимает все мое существование, и у меня нет просто времени и физической возможности заниматься еще другими видами искусств. Хотя я очень люблю живопись и иногда пробую рисовать. Но мне, к счастью, хватает силы признаться самому себе в том, что эти опыты всегда неудачны.

В целом же я считаю, что нужно сконцентрироваться на каком-то одном виде деятельности для того, чтобы что-то достичь.

— Часто ли мсье Легран слушает дома маэстро Леграна?

— У меня дома нет ни одной пластинки, ни одной аудио-, видеокассеты с музыкой композитора Леграна. И я никогда не слушаю свою музыку. Потому что когда вы что-то создаете, будь то симфония или песня, вы не всегда бываете удовлетворены тем, что уже сделано. Еще хочется что-то улучшить. Но... поезд ушел. И поэтому я стремлюсь не трогать и не слушать, что уже когда-то сделано.

— Отмечаете ли вы дома праздники, дни рождения?

— Я никогда не отмечаю календарных дат: ни дни рождения, ни государственные праздники. В противовес этому у меня достаточно часто возникает желание увидеть людей, которых я люблю. И у меня создается впечатление, что «дни рождения» я отмечаю каждый день.

— Эдит Пиаф. Национальная гордость Франции. Эстрадный кумир сотен миллионов людей. Пересекались ли когда-либо ваши пути?

— Да. Эдит была необыкновенная певица. И, пожалуй, еще никто по силе своего творческого воздействия не достиг ее уровня.

В 1955 году Эдит пригласила меня сделать аранжировку 20 ее самых прекрасных песен для новой пластинки. Но уже тогда она была очень больна и две встречи из трех были отменены. И потом ее не стало. (Здесь маэстро замолчал. Господи, прошло уже столько лет, но сколь остра для него эта боль!) Да, я очень сожалею, но мы так и не сделали этой пластинки. Столь ранний уход Эдит был и остается невосполнимой утратой Франции.

— Я бы хотел сказать, что не только Франции, но и всего мира. Эдит Пиаф была личностью действительно планетарного масштаба. Но позвольте мне спросить еще о двух женщинах, с которыми вы работали. О Мирей Матье, которая в последнее время исчезла из поля зрения, и о грузинской певице Тамрико Гвердцители, в дуэте с которой вы выступили на одном из концертов фестиваля?

— Я очень много работал с Мирей Матье и считаю, что эта певица обладает любопытным и достаточно интересным голосом. И это действительно правда, что после смерти Джимми Старка она исчезла из виду на какое-то время. Но я считаю, что сейчас нет причин ее невозвращения на сцену.

А мадемуазель Гвердцители очень характерная певица. Она прекрасно поет. И я собираюсь написать для нее несколько песен и думаю, что это нам удастся.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (830) от 13.08.1994 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...