Миры детства Петрова-Водкина: необычная выставка открылась в Северной столице
Как мы уже сообщали нашим читателям, выставка «Неизвестный Кузьма Петров-Водкин. Графика из коллекции Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН» (6+) работает в антикварной галерее «Петербург». Она интересна широкой публике и является показательным примером сотрудничества государственных и частных организаций.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Если быть совсем точным, то показ объединяет десять акварельных эскизов Петрова-Водкина к повести для детей «Аойя», выпущенной в 1914 году; 43 эскиза тушью к неосуществленному в 1922 году переизданию повести; 12 эскизов акварелью к неосуществленному в 1927 году изданию «Дитя», которое, вероятно (текст не сохранился), было посвящено теме ухода за самыми маленькими детьми. Об этом говорят названия эскизов — «Кормление» (изображающий палату роддома), «В яслях», «Мать с ребенком» и других.
По словам Натальи Козыревой, заведующей отделом рисунка Русского музея, автора статьи в большом каталоге выставки, иллюстрации для «Аойи» и «Дитя» — это, с одной стороны, очень личные истории Петрова-Водкина, а с другой — как у всякого большого художника, тесно связанные с его творческими поисками.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Сказка о приключениях Андрюши и Кати «в воздухе, на земле и под землей» была сочинена для юных племянников Петрова-Водкина. Об этом известно из писем художника матери. В 1911 году он сообщает, что повесть «двигается покуда медленно», следом — «Катя неизвестно куда исчезла… Андрюша обдумывает план бегства с острова». В 1912 году текст был закончен, началась работа над иллюстрациями. Они были выполнены в реалистической манере. Как отмечает Козырева, в это время художник был занят поисками образа юного героя, еще не сформировавшегося человека, который ничего не боится, смело берет на себя заботу о юной подруге. Во многом об этом — знаменитая символистская картина «Купание красного коня».
В 1922 году художник планировал переиздать повесть, как он пишет матери в одном из писем: «Завтра решается ее судьба — договоримся или нет». Не договорились. Филологи предполагают, что, возможно, московский Госиздат потребовал от автора переделать текст в соответствии с новыми советскими реалиями, а Петров-Водкин отказался изменять любимую повесть. В любом случае остались иллюстрации — портреты Андрюши, Кати, могущественных владык Вулкана, Лавы и Подземного царя. Изысканные «заставки» и «концовки» с романтизированными изображениями чернильниц, вулканов, якорей, гор и планет отразили уходящую культуру Серебряного века.
В точных рисунках мелкими штрихами художник передает динамику повествования, ищет возможности показать свои поиски сферического пространства, изображения единства человека и природы. Позднее эти поиски будут использованы Петровым-Водкиным для иллюстрирования своих литературных воспоминаний.
Что касается эскизов для книги «Дитя», то, по мнению Козыревой, главной причиной их появления стало рождение в 1922 году долгожданной дочери Елены, или Ленушки, как звал ее счастливый отец. Его брак с женой Марией был до этого бездетным шестнадцать лет. Большинство иллюстраций — портреты дочери, в чем легко убедиться, глядя на ее фотографии с родителями, сделанные в те годы. В этих двенадцати акварелях художник использует приемы, найденные им в разные годы в картинах «Богоматерь. Умиление злых сердец», «Мать», «Петроградская мадонна» и других. Уже сто лет назад художественные критики отмечали умение Петрова-Водкина в простых сюжетах передать вечные темы, увидеть Вселенную «в капле воды».
Семьдесят лет назад в Книжной лавке писателей вместе с эскизами к книгам «Аойя» и «Дитя» была приобретена рукопись первоначальной редакции книги воспоминаний Петрова-Водкина к автобиографической повести «Мой путь», или «Хлыновск. Моя повесть». На выставке представлены несколько страниц, показывающие литературное дарование художника: «В избушках под одной крышей жили интересами будущего человечка, зреющего в животе Анены», «К ноябрю погода как бы треснула. Выпал снег. Заморозило. Волгою пошло сало».
Как рассказала на вернисаже Татьяна Царькова, заведующая рукописным отделом Пушкинского Дома, в том комплексе находятся иллюстрации Петрова-Водкина к книге Елены Бахановской «Христофор Колумб», в том числе не вошедшие в книгу, изданную в 1925 году, портреты писателя Алексея Толстого, эскизы декораций к неосуществленным в ленинградских театрах спектаклям «Борис Годунов» и «Братья Карамазовы». Их показ может стать предметом нового проекта.
А сегодня мы смотрим на миры детства, созданные мастером, формировавшим отечественное изобразительное искусство начала ХХ века. Как заметила Зинаида Барзилевич, внучка художника, Петров-Водкин происходил из самой простой семьи, добился признания в искусстве и остался на Родине, несмотря на заманчивые предложения и возможности покинуть Россию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7654) от 27.04.2024 под заголовком «Петров-Водкин. Миры детства».
Комментарии