Мир наших желаний

В преддверии кинофестиваля, который открывается сегодня, Канны представляли собой грандиозную строительную площадку – после печально знаменитого осеннего наводнения городок все еще продолжает приходить в себя. Но к вечеру гала-открытия как по мановению волшебной палочки строительные леса исчезли, канавы оказались забетонированы, витрины вымыты – и в них уже красовались фестивальные плакаты.

Мир наших желаний | Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

На официальном постере представлен кадр из фильма Жан-Люка Годара «Презрение» (1963). Так начинается традиционная каннская синефильская драматургия. «Презрение» – едва ли не самый знаменитый «фильм о фильме» с легендарным режиссером Фрицем Лангом в главной роли: он снимает там эпопею об Одиссее. И скитания античного героя становятся метафорой вечного поиска мятежных творцов. На плакате один из персонажей – сценарист – поднимается по лестнице в лучах восходящего солнца. Те, кто видел «Презрение», помнят, что первая звучащая на экране фраза такова: «Кино раскрывает перед нами мир наших желаний». Собственно, вот и фестивальный слоган. Как обычно в Каннах, сентиментальность и коленопреклоненная преданность киноискусству идут рука об руку.

В Каннах очень любят Вуди Аллена, который часто дает свои фильмы фестивалю для мировой премьеры, но никогда не участвует в конкурсе. «Светские люди» – дань голливудским грезам, интригам, обманам, мечтам; события разворачиваются в 1930-е. Самую циничную на свете историю о кинопроизводстве снял, конечно, Вуди Аллен – гомерически смешной «Конец Голливуда» про ослепшего постановщика-неврастеника. А теперь нью-йоркский мэтр решил применить свой саркастический талант к голливудскому золотому веку – и превратить в комических марионеток тех, кто пытается разбогатеть или просто выжить на киношных «золотых приисках».

Французская пресса уже окрестила конкурсную программу этого года «пантагрюэлевской» – слишком много современных классиков с завораживающими проектами. Тут и Педро Альмодовар – мелодрама «Джульетта»; Джим Джармуш – комедия «Патерсон» с поистине довлатовским персонажем: стихотворцем, который работает водителем автобуса; Кен Лоуч – «Я, Дэниел Блейк»; Пол Верхувен – «Она» с Изабель Юппер в главной роли, причем в пробах участвовали Николь Кидман и Шэрон Стоун. А также кумиры зрителей-интеллектуалов братья Дарденн с «Красивой девушкой» и Брюно Дюмон – «В тихом омуте». Представлены и молниеносно ставшие классиками – не без помощи Канн в свое время – представители социально непримиримой «новой румынской волны»: Кристи Пуйю с картиной «Сьерра-Невада» и Кристиан Мунджиу с «Бакалавриатом». Практически с каждым новым фильмом приезжает сюда мастер кровожадного кадра филиппинец Брийанте Мендоза – «Ма Роза». Ксавье Долан, юный канадец, которому критики приписывают моцартианскую кипучесть фантазии, – «Это всего лишь конец света». И это далеко не все известные фигуры киномира, которые пойдут по знаменитой лестнице навстречу руководителям смотра Пьеру Лескюру и Тьерри Фремо и своей каннской премьере.

Конечно, Канны любят изысканные контрасты – возглавляет жюри, которое будет судить эту наполненную метафизикой и душевными протестами программу, тот, кто в прошлом году привозил на Круазетт громокипящий футурологический боевик «Безумный Макс: дорога ярости», – австралиец Джордж Миллер. Создатель знаменитой постапокалиптической саги, у которой насчитывается уже несколько поколений поклонников. Миллер умеет сочетать бурную фантазию, киноэксперименты с коммерческим размахом и точным расчетом зрительских предвкушений.

Два прекрасных российских режиссера представляют в этом году свои фильмы в каннских программах. Анимационное эссе «Слушая Бетховена» Гарри Бардина будет показано в разделе «Двухнедельник режиссеров». Национальный филармонической оркестр России под управлением Владимира Спивакова записал специально для фильма «Оду к радости» и «Аллегретто» из Седьмой симфонии Л. ван Бетховена. «Ученик» Кирилла Серебренникова вошел в панораму «Особый взгляд». В фильме режиссер вновь использует пьесу Мариуса фон Майенбурга, которая была поставлена им на сцене московского театра «Гоголь-центр». А частью программы «Каннская классика» станет показ «Соляриса» Андрея Тарковского.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?