Мир наших желаний

В преддверии кинофестиваля, который открывается сегодня, Канны представляли собой грандиозную строительную площадку – после печально знаменитого осеннего наводнения городок все еще продолжает приходить в себя. Но к вечеру гала-открытия как по мановению волшебной палочки строительные леса исчезли, канавы оказались забетонированы, витрины вымыты – и в них уже красовались фестивальные плакаты.

Мир наших желаний | Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

На официальном постере представлен кадр из фильма Жан-Люка Годара «Презрение» (1963). Так начинается традиционная каннская синефильская драматургия. «Презрение» – едва ли не самый знаменитый «фильм о фильме» с легендарным режиссером Фрицем Лангом в главной роли: он снимает там эпопею об Одиссее. И скитания античного героя становятся метафорой вечного поиска мятежных творцов. На плакате один из персонажей – сценарист – поднимается по лестнице в лучах восходящего солнца. Те, кто видел «Презрение», помнят, что первая звучащая на экране фраза такова: «Кино раскрывает перед нами мир наших желаний». Собственно, вот и фестивальный слоган. Как обычно в Каннах, сентиментальность и коленопреклоненная преданность киноискусству идут рука об руку.

В Каннах очень любят Вуди Аллена, который часто дает свои фильмы фестивалю для мировой премьеры, но никогда не участвует в конкурсе. «Светские люди» – дань голливудским грезам, интригам, обманам, мечтам; события разворачиваются в 1930-е. Самую циничную на свете историю о кинопроизводстве снял, конечно, Вуди Аллен – гомерически смешной «Конец Голливуда» про ослепшего постановщика-неврастеника. А теперь нью-йоркский мэтр решил применить свой саркастический талант к голливудскому золотому веку – и превратить в комических марионеток тех, кто пытается разбогатеть или просто выжить на киношных «золотых приисках».

Французская пресса уже окрестила конкурсную программу этого года «пантагрюэлевской» – слишком много современных классиков с завораживающими проектами. Тут и Педро Альмодовар – мелодрама «Джульетта»; Джим Джармуш – комедия «Патерсон» с поистине довлатовским персонажем: стихотворцем, который работает водителем автобуса; Кен Лоуч – «Я, Дэниел Блейк»; Пол Верхувен – «Она» с Изабель Юппер в главной роли, причем в пробах участвовали Николь Кидман и Шэрон Стоун. А также кумиры зрителей-интеллектуалов братья Дарденн с «Красивой девушкой» и Брюно Дюмон – «В тихом омуте». Представлены и молниеносно ставшие классиками – не без помощи Канн в свое время – представители социально непримиримой «новой румынской волны»: Кристи Пуйю с картиной «Сьерра-Невада» и Кристиан Мунджиу с «Бакалавриатом». Практически с каждым новым фильмом приезжает сюда мастер кровожадного кадра филиппинец Брийанте Мендоза – «Ма Роза». Ксавье Долан, юный канадец, которому критики приписывают моцартианскую кипучесть фантазии, – «Это всего лишь конец света». И это далеко не все известные фигуры киномира, которые пойдут по знаменитой лестнице навстречу руководителям смотра Пьеру Лескюру и Тьерри Фремо и своей каннской премьере.

Конечно, Канны любят изысканные контрасты – возглавляет жюри, которое будет судить эту наполненную метафизикой и душевными протестами программу, тот, кто в прошлом году привозил на Круазетт громокипящий футурологический боевик «Безумный Макс: дорога ярости», – австралиец Джордж Миллер. Создатель знаменитой постапокалиптической саги, у которой насчитывается уже несколько поколений поклонников. Миллер умеет сочетать бурную фантазию, киноэксперименты с коммерческим размахом и точным расчетом зрительских предвкушений.

Два прекрасных российских режиссера представляют в этом году свои фильмы в каннских программах. Анимационное эссе «Слушая Бетховена» Гарри Бардина будет показано в разделе «Двухнедельник режиссеров». Национальный филармонической оркестр России под управлением Владимира Спивакова записал специально для фильма «Оду к радости» и «Аллегретто» из Седьмой симфонии Л. ван Бетховена. «Ученик» Кирилла Серебренникова вошел в панораму «Особый взгляд». В фильме режиссер вновь использует пьесу Мариуса фон Майенбурга, которая была поставлена им на сцене московского театра «Гоголь-центр». А частью программы «Каннская классика» станет показ «Соляриса» Андрея Тарковского.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...