Мир наших желаний

В преддверии кинофестиваля, который открывается сегодня, Канны представляли собой грандиозную строительную площадку – после печально знаменитого осеннего наводнения городок все еще продолжает приходить в себя. Но к вечеру гала-открытия как по мановению волшебной палочки строительные леса исчезли, канавы оказались забетонированы, витрины вымыты – и в них уже красовались фестивальные плакаты.

Мир наших желаний | Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

Иллюстрация Kiev.Victor/shutterstock.com

На официальном постере представлен кадр из фильма Жан-Люка Годара «Презрение» (1963). Так начинается традиционная каннская синефильская драматургия. «Презрение» – едва ли не самый знаменитый «фильм о фильме» с легендарным режиссером Фрицем Лангом в главной роли: он снимает там эпопею об Одиссее. И скитания античного героя становятся метафорой вечного поиска мятежных творцов. На плакате один из персонажей – сценарист – поднимается по лестнице в лучах восходящего солнца. Те, кто видел «Презрение», помнят, что первая звучащая на экране фраза такова: «Кино раскрывает перед нами мир наших желаний». Собственно, вот и фестивальный слоган. Как обычно в Каннах, сентиментальность и коленопреклоненная преданность киноискусству идут рука об руку.

В Каннах очень любят Вуди Аллена, который часто дает свои фильмы фестивалю для мировой премьеры, но никогда не участвует в конкурсе. «Светские люди» – дань голливудским грезам, интригам, обманам, мечтам; события разворачиваются в 1930-е. Самую циничную на свете историю о кинопроизводстве снял, конечно, Вуди Аллен – гомерически смешной «Конец Голливуда» про ослепшего постановщика-неврастеника. А теперь нью-йоркский мэтр решил применить свой саркастический талант к голливудскому золотому веку – и превратить в комических марионеток тех, кто пытается разбогатеть или просто выжить на киношных «золотых приисках».

Французская пресса уже окрестила конкурсную программу этого года «пантагрюэлевской» – слишком много современных классиков с завораживающими проектами. Тут и Педро Альмодовар – мелодрама «Джульетта»; Джим Джармуш – комедия «Патерсон» с поистине довлатовским персонажем: стихотворцем, который работает водителем автобуса; Кен Лоуч – «Я, Дэниел Блейк»; Пол Верхувен – «Она» с Изабель Юппер в главной роли, причем в пробах участвовали Николь Кидман и Шэрон Стоун. А также кумиры зрителей-интеллектуалов братья Дарденн с «Красивой девушкой» и Брюно Дюмон – «В тихом омуте». Представлены и молниеносно ставшие классиками – не без помощи Канн в свое время – представители социально непримиримой «новой румынской волны»: Кристи Пуйю с картиной «Сьерра-Невада» и Кристиан Мунджиу с «Бакалавриатом». Практически с каждым новым фильмом приезжает сюда мастер кровожадного кадра филиппинец Брийанте Мендоза – «Ма Роза». Ксавье Долан, юный канадец, которому критики приписывают моцартианскую кипучесть фантазии, – «Это всего лишь конец света». И это далеко не все известные фигуры киномира, которые пойдут по знаменитой лестнице навстречу руководителям смотра Пьеру Лескюру и Тьерри Фремо и своей каннской премьере.

Конечно, Канны любят изысканные контрасты – возглавляет жюри, которое будет судить эту наполненную метафизикой и душевными протестами программу, тот, кто в прошлом году привозил на Круазетт громокипящий футурологический боевик «Безумный Макс: дорога ярости», – австралиец Джордж Миллер. Создатель знаменитой постапокалиптической саги, у которой насчитывается уже несколько поколений поклонников. Миллер умеет сочетать бурную фантазию, киноэксперименты с коммерческим размахом и точным расчетом зрительских предвкушений.

Два прекрасных российских режиссера представляют в этом году свои фильмы в каннских программах. Анимационное эссе «Слушая Бетховена» Гарри Бардина будет показано в разделе «Двухнедельник режиссеров». Национальный филармонической оркестр России под управлением Владимира Спивакова записал специально для фильма «Оду к радости» и «Аллегретто» из Седьмой симфонии Л. ван Бетховена. «Ученик» Кирилла Серебренникова вошел в панораму «Особый взгляд». В фильме режиссер вновь использует пьесу Мариуса фон Майенбурга, которая была поставлена им на сцене московского театра «Гоголь-центр». А частью программы «Каннская классика» станет показ «Соляриса» Андрея Тарковского.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии