Русский музей идет навстречу современности
Руководство музея не скрывает, что нет простых решений, удобных для всех. Но если государство выделяет средства на данный проект, то надо воспользоваться им для развития самого большого собрания русского искусства.
Проект атриума в первом дворе Михайловского дворца. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Русский музей подготовил план переезда сотрудников и фондов из помещений, которые необходимо освободить в Михайловском дворце для создания атриума в Сервизном дворе.
Возможность использовать два пустующих внутренних двора-колодца Михайловского дворца, о существовании которых большинство посетителей Русского музея даже не подозревают, это поиск компромисса. Мало того, что дворы нуждаются в серьезном ремонте, в начале XXI века стало ясно: современный музей должен научиться приспосабливать свои исторические здания для зрителя и делать доступными для него максимальное количество помещений.
В 2002 году появилась концепция двух атриумов с установкой перекрытий на разных этажах здания для создания новых экспозиционных и конференц-залов. Реализация красивой мечты давала возможность отреставрировать многие помещения. Но потребовала бы закрытия основной экспозиции на много лет и переноса ее в другие дворцы Русского музея.
На такой радикальный шаг никто не решился, хотя в мировой практике примеры имеются.
В итоге была создана скромная концепция перекрытия двух дворов - Сервизного и Церковного - для устройства в первом лифта для маломобильных групп населения (это требование закона), а во втором двух лифтов для всех посетителей (это стремление обеспечить им комфорт). Она была поддержана Всемирным банком. Но и этот проект было решено урезать: устроить первый атриум в 2019 - 2020 годах, а второй отложить на неопределенное время.
Важная ремарка: Всемирный банк выделяет лишь небольшую часть средств на подобные проекты. По источникам, в данном случае, это 2,5 млн долларов, остальные примерно 17,5 млн вносит российское государство. Причем наши финансовые механизмы устроены так, что на подобные проекты государство дает деньги, если их поддерживает Всемирный банк. По такой схеме были отреставрированы Георгиевский и Овальный залы, зал Антиков и Главная лестница в Инженерном замке, а также две Кордегардии на Кленовой аллее и Зимний сад - в Мраморном дворце. Иначе надо ждать десятилетия.
Еще одна особенность проектов с Всемирным банком: пользователь здания, в данном случае Русский музей, не является заказчиком создания атриума. На сегодня его обязанность - до 1 декабря 2018 года освободить помещения, необходимые для проведения работ. Тогда заказчик - Фонд инвестиционно-строительных проектов Санкт-Петербурга гарантирует, что выбранный им в августе на тендере подрядчик завершит все работы к 1 марта 2020 года. Забегая вперед, заметим, что администрация музея, которая не может повлиять на результаты конкурсного отбора, намерена контролировать все этапы работ совместно с заказчиком.
Теперь про переезд. Министерство культуры официальным письмом подтвердило выделение запрашиваемого музеем финансирования на подготовку помещений. Администрация музея заявила, что Михайловский дворец не будет закрываться для посетителей. Исключения составят зал Куинджи на первом этаже и частично зал Венецианова - на втором. Сейчас обсуждается вариант закрытия залов Репина и Поленова (это малая часть экспозиции), чтобы воспользоваться удобным моментом, провести там необходимую реставрацию и смонтировать современное освещение.
Что касается служебных помещений, то разработан подробный план переезда подразделений Русского музея. В частности, отдел картинных рам переедет в отремонтированное помещение в Инженерном замке и в музейный флигель на Невском проспекте, 19. Научная библиотека - самый сложный объект - переезжает либо в зал Антиков и соседние залы в Инженерном замке, либо в Белый зал Мраморного дворца. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. В первом случае придется закрыть и переместить открытое хранение скульптуры. Зато, когда будут отреставрированы предназначенные для библиотеки покои Нарышкина и Кутайсова, которые занимала Военно-морская библиотека в том же Инженерном замке, перемещения книг будут минимальными. Белый зал не используется как выставочный, но если его занять книгами, то приостановится внешняя активность отделов ГРМ.
Две бронекладовые, где хранится малая часть икон и произведений декоративно-прикладного искусства, перемещаются во флигель Росси в том же Михайловском дворце. Из этого флигеля часть фондов декоративно-прикладного искусства переезжает в Инженерный замок.
Часть фондов народного искусства занимает один из своих экспозиционных залов. Это неизбежный компромисс. Во всех случаях новые помещения, даже временные, будут равны или больше по площади, чем прежние.
Кстати, начиная с 2000 года в музее для фондов и отделов отремонтировано более 6,6 тысячи кв. метров помещений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6248) от 02.08.2018 под заголовком «Мир — дворам».
Комментарии