Премия «Прорыв»: минута славы для молодых

13 марта на Новой сцене Александринского театра уже в восьмой раз вручат Санкт-Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». О том, как отбирались спектакли, чем отличается нынешний «Прорыв» от предыдущих, появилось ли что-то кардинально новое в театре и можно ли выразить дух времени, оставаясь в рамках традиций, рассказал обозревателю газеты Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ театральный критик ответственный секретарь премии Андрей ПРОНИН.

Премия «Прорыв»: минута славы для молодых | Сцена из спектакля «Пустота» Тверского театра юного зрителя. ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Сцена из спектакля «Пустота» Тверского театра юного зрителя. ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

– Как обычно происходит отбор спектаклей, на что организаторы премии обращают особое внимание?

– Если говорить об основной конкурсной программе, она формируется голосованием нашего номинационного совета. Его решения я очень уважаю, но втайне не всегда бываю полностью согласен с получившимся результатом. Хотя понятно, что объективность в искусстве – вещь недостижимая: все мы находимся в плену неких стереотипов, что-то переоцениваем, что-то недооцениваем. Поэтому на месте тех, кто не попал в номинации, я бы не печалился, а тех, кто попал, не почивал бы на лаврах. Но премии нужны, особенно молодым: они стимулируют и самих творцов, и публику. Занятия театром сегодня в России (да и не только в ней) не приносят большого дохода, многие наши номинанты занимаются искусством из чистого энтузиазма. Пусть получат хотя бы минуту славы!

Что же касается офф-программы, то ее я в этом году действительно отбирал на собственный вкус, стремясь показать петербуржцам молодых режиссеров, прежде не ставивших спектакли в нашем городе. На днях показали три спектакля: «3/10 заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий» Андреаса Мерца-Райкова из Перми, «Пустота» Талгата Баталова из Твери и «Вий» Александра Баркара, поставленный им в московском Театре на Таганке. По жанру это рок-н-драма, спектакль музыкальный, а главную роль в нем играет восходящая звезда Филипп Котов.

– Чем отличается нынешний «Прорыв» от, скажем, прошлогоднего?

– В этом году среди наших номинантов больше театров федерального подчинения (Александринка, БДТ) и негосударственных коллективов. Городские и областные театры кроме «Мастерской» Григория Козлова и Центра Сергея Курехина не представлены. Пока не хочу делать из этого каких-то выводов, быть может, это просто совпадение. У нас номинированы на премию два заметных режиссера – Борис Павлович и Дмитрий Егоров, которые в следующем году уже перешагнут возрастной рубеж (35 лет. – Прим. ред.) и не смогут больше номинироваться. Режиссерские поколения меняются – на смену вчерашней молодой театральной элите идет новая. Пока что она проявляет себя не очень ярко, и в списке номинантов больше «старичков». Это внушает тревогу.

– На какие спектакли, на каких режиссеров и актеров вы советуете обратить особое внимание и почему?

– Я не имею права оказывать номинантам предпочтения, поэтому приглашаю зрителей на все спектакли. Но «Язык птиц» Бориса Павловича все же стоит особняком. Это инклюзивный театр, спектакль, в котором наравне с профессиональными актерами участвуют исполнители без актерских дипломов – люди с особенностями ментального развития: аутисты и люди с синдромом Дауна. Борис сделал высокохудожественный спектакль, назвать который «социальным проектом» язык не поворачивается – это искусство.

– Какие тенденции прослеживаются в театре в целом, появилось ли что-нибудь кардинально новое?

– Именно развитие социального театра, инклюзивных проектов – главное украшение прошедшего петербургского сезона, в целом, на мой взгляд, малоудачного. Кардинально новое, надеюсь, зреет, и, кажется, зреет там, где задумываются о более активном вовлечении зрителя в процесс спектакля, об освоении новых пространств, о коллективных проектах без привычного режиссерского диктата. В нашем списке таких новаций вы не найдете: пока не дозрели.

– Можно ли назвать современным любой спектакль, который ставится в наше время, или, как в современном изобразительном искусстве, к таковым можно отнести лишь эксперименты, новые формы? Может ли режиссер выразить дух времени, оставаясь в рамках традиций?

– Мне кажется, что понятие contemporary art давно уже вышло за рамки того или иного вида искусства. Скорее, я говорил бы о том, что какие-то спектакли, какие-то театральные события могут рассматриваться и как события в мире современного искусства. Что, разумеется, вовсе не отменяет многообразия возможных подходов к театру: тут ведь даже консерватором можно быть очень по-разному, настолько богата и сложна история театра.

Для меня современный театр – разный. К примеру, в спектакле Александра Артемова «Молодость жива» есть элемент театра абсурда, элемент мистификации: зрители вместе с актерами сидят вокруг костра и слушают странную страшную историю. В уже упомянутом «Языке птиц» участвуют непрофессиональные артисты с ментальным альтернативным развитием. В «Поле» Дмитрия Волкострелова сцены из пьесы разыгрываются не в прямой последовательности, а согласно указанию генератора случайных чисел.

У всех трех казусов есть свои традиции: они не взяты с потолка, и эти режиссеры – далеко не первые из тех, кто экспериментирует в подобных направлениях. Остается еще восемь спектаклей, выдвинутых в тех или иных номинациях, и они вполне традиционны по театральному языку. Что, разумеется, не отменяет каких-то свежих подходов и неожиданных решений в каждом конкретном случае.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.