2Vtzqv4Hz9U

Михаил Пиотровский. Милосердие снимает истерию

На недавно прошедшем Валдайском форуме впервые за его историю две большие панельные дискуссии были связаны с культурой.

Михаил Пиотровский. Милосердие снимает истерию |

Довольно остро обсуждалась культура как фундамент (инструмент) для политики и она же как основа для национальной идентичности. Политикам хотелось посмотреть, как можно культуру использовать. Это одно из представлений, которые надо постепенно менять. Нужно использовать политику для того, чтобы культура развивалась.

Национальная идентичность - вещь непростая. Сейчас эта тема в моде, несколько книг издано. Казалось бы, все просто: мы особенные, у нас духовность, музыка... Но если мир погрузится в поиски национальной идентичности, государства и нации разделятся на части. Пример - Сирия, где увлечение идентичностью внутри ислама привело к распаду страны.

Политические дискуссии показывают, что в мире присутствует и вдруг «вылезает» достаточно старая традиция. По сути, все, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, в Сирии, - средневековый метод ведения войны в этом регионе. Крепость осадили, выпустили людей с оружием, тут же осадили другую крепость, деньги заплатили... В эпоху крестовых походов все так и происходило.

Писатель Евгений Водолазкин говорил о том, насколько отсутствие понятия авторства и непрерывный текст, который рождает Интернет, созвучны литературе Средневековья.

Когда обсуждается положение на Ближнем Востоке, часто звучит: там нужен новый порядок. Возвращаемся к Сайкс-Пико - соглашению, которое после Первой мировой войны заключили мировые державы, чтобы разделить сферы интересов на Ближнем Востоке. Теперь разговор о том же. Возмущаются многие, особенно арабы, потому что не они делят сферы влияния. Турецкий профессор уверяет, что порядка на Ближнем Востоке не было с тех пор, как разрушилась Османская империя. Это объясняет заинтересованность турок. Иранцы полагают, что способны сами обеспечить безопасность и готовы со всеми сотрудничать.

Как считают эксперты, мы живем в мире, пронизанном страхом, который еще и мифологизирован. Все боятся войны и одновременно в нее не верят. О разных способах современной войны - биологической, психологической - говорят почти смакуя. О смерти рассуждают легко и спокойно. Благотворительные организации рассказывают о хосписах и о том, что умирать надо достойно. Президенты говорят о превентивных ударах. Смерть мифологизируется.

И новые технологии воспринимаются как мифология. Цифровая экономика должна быть основана на мощном количестве информации. Но все, что сейчас делается, производит впечатление общения с арифмометром, а не с компьютером. Слишком просто.

В ответ на истерику по поводу войны есть всплески слабых воспоминаний о временах, когда все боролись за мир. Тогда тоже было много политики, но существовала идея - мир надо сохранять. Сейчас такой идеи нет.

С этим надо что-то делать. Возникает ощущение, что культура со своим пониманием сложности мира способна помочь. Цифрами ее измерить невозможно. Владыка Тихон предложил оценивать культуру по степени милосердия. Это более-менее понятно людям. Думаю, милосердие противостоит цифре. Цифра немилосердна, примитивна, в ней нет нюансов. Она ведет к страху неизбежности войны, смерти. Милосердие - широкое понятие, включая милосердие Бога, который не допустит того, чтобы случилось страшное. Милосердие в обществе - надежда, которая истерию снимает.

Наши культурные инициативы развиваются в правильном направлении. Только что прошли конференции во Флоренции, Женеве, Ватикане. Там речь шла о понятии, которое играет важную роль в современном мире, - чувстве собственного достоинства. Это то, что должно определять национальную идентичность и правильным образом культивироваться. Чувство собственного достоинства способно противостоять мистике, страху и раздражению, которые нагнетаются в связи с примитивным черно-белым подходом к экономике и политике. Когда начинается разговор о том, у кого сколько бомб, становится страшно. Лучше обсуждать проблемы, связанные с защитой культурного наследия. Это ведь о том же, но по-другому.

В Ватикане собирались представители музеев, в которые ходят миллионы людей. Мы привыкли к технологическим проблемам, в том числе спорам между музеями и церковью, что кому принадлежит. Но есть проблемы куда более сложные. Как защитить памятники от губительного для них присутствия большого числа людей и как их реставрировать... Что сделать, чтобы громадная ценность, которую представляет собой культурное наследие, не обесценивалась в присутствии потока туристов.

Интересен диалог, который состоялся во Флоренции. Там решены проблемы музея и церкви. Флорентийский собор принадлежит фонду, который его содержит. В соборе проходят службы, есть время, когда туристов не пускают. Вход бесплатный, деньги берут за подъем на колокольню и за билет в музей, куда помещены церковные шедевры. Все отлажено. На конференции обсуждалась проблема, которая пока не решена. В числе миллионов людей, которые приходят в церкви Италии, много представителей чужих культур. Как с ними общаться: рассказывать о тонкостях религиозной догматики, говорить только о красоте или о том и другом?

В Советском Союзе о религиозном искусстве рассказывать было не принято. Можно было говорить о общечеловеческих ценностях. О Библии давали представление Лоджии Рафаэля.

В музеи приходят люди из бывших колониальных стран, их культура когда-то была принижена, не ценилась, не уважалась. Каким образом музеям показывать, что она ценится, представляет интерес? В советское время в Эрмитаже, где хранилось западноевропейское искусство, создавали Русский отдел, отдел Востока. Их создали для того, чтобы показать уважение. В советское время через музеи должны были пройти все: дети, курсанты, военнослужащие... Сейчас про это забыли.

Острые проблемы, которые преодолевает мир, когда-то уже были решены. Они возвращаются. У культуры есть рецепты, как преодолевать проблемы. Что делать, чтобы люди не озверели. Общество звереет от примитивности, от того, что находится в состоянии страха, от мысли, что кто-то нажмет на кнопку и все погибнут.

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «пикнике» вандалов у Медного всадника, роли Дворцовой площади в жизни Петербурга и пояснил, зачем Данае ехать на Восток.

#Эрмитаж #Пиотровский #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Милосердие снимает истерию».


Комментарии