Михаил Пиотровский: в туризм надо вкладывать новые смыслы, чтобы он стал более сложным
Мы живем в эпоху, когда туризм становится бедствием. В разных городах проходят демонстрации: «Туристы, убирайтесь домой». Венеция, где раньше туризм культивировали, сегодня его проклинает. Там вводится налог, чтобы максимально ограничить число приезжих. В Барселоне не разрешают строить новые отели, в Риме запрещают сидеть на ступенях знаменитой Испанской лестницы, в Парфенон можно попасть только по записи в Интернете… Это дает России конкурентное преимущество.
В Петербурге на улицах много туристов. Симпатичные, улыбающиеся люди. Нас часто спрашивают, сколько иностранных туристов в Эрмитаже. Мы такой статистики не ведем, цена на билет одна для местных жителей и приезжих. Но есть другая статистика. Если в Эрмитаже число посетителей приближается к тому, что было до пандемии, то, к примеру, Русский музей и Третьяковка идут с ним вровень, чего не было никогда. Объяснение простое: приезжают люди, которым интересны не только Эрмитаж и Петергоф. Это российские граждане в основном. Они идут смотреть русское искусство. Ситуация хорошая. В нашем городе не только два-три «высеченных в граните» объекта для посещения — Эрмитаж, Петергоф и, может быть, Петропавловская крепость.
Культура может приносить деньги, но у нее свои интересы. В этом отношении есть, как любили раньше говорить, диалектическое противоречие. Самый очевидный конфликт интересов возникает, когда идет стройка на памятниках культуры. Все знают, что есть служба защиты памятников и есть желание девелоперов превратить историческое здание в доходный объект. Идут споры вокруг изменения закона об архитектурном контроле работы на памятниках.
Долго кипели страсти вокруг Биржи. Менялись подрядчики, возникали скандалы, газеты пугали: «Биржа тонет». Приезжали комиссии проверять, убеждались, что ничего подобного не происходит. Сейчас начинается новый этап реставрации, опять конкуренты подрядчиков будут писать, что все делается не так. Надо понимать: есть экономика культуры и строительный комплекс, у которого свои интересы. Они не совпадают, это очевидно.
Любимая тема Эрмитажа — Дворцовая площадь. Мы понимаем, есть события, которые должны проходить на площади. С помощью города ввели для них регламент, подписываем соглашения. Уровень звука соблюдается почти всегда. В том, что площадь превращается в театр или концертный зал, нет ничего страшного. В чем трагедия? Как только начинаются праздники, появляются люди, которые их организовывают. Им надо потратить много денег. Они все огораживают, начинают строить три сцены в разных концах площади, ставят палатки… Дворцовая площадь превращается в стройку, люди не могут пройти в Эрмитаж. Все очень обиделись, когда мы посчитали ущерб музея от одного из праздников. Подписывая каждый договор, спорим: монтаж должен продолжаться не пять дней, а три, демонтаж не три, а два… Идет бесконечная борьба.
В жаркое время, когда площадь пустая, она красивая, играют музыканты, люди ходят, сидят на земле. Многим приезжим хочется сделать селфи на Дворцовой. И они имеют на это право.
Криками ничего не достигнешь. Надо находить компромисс. Для Дворцовой площади он должен быть основан на том, что здесь находится Эрмитаж. Это памятник войне и героям 1812 года. Военные галереи Эрмитажа воспитывают на примерах истории. Память о величайшем событии должна сохраняться. Если не помнить, что это святое, о каком патриотизме можно говорить?
Люди приезжают в наш город семьями. Пока нет больших толп — мечта турфирм. Из чего обычно состоят экскурсии по городу? Стандартные сюжеты для туристов: здесь что‑то украли, здесь кого‑то убили… История города гораздо сложнее. Есть темы, которые могут быть интересны.
В Петербурге много исторических зданий. Нам часто говорят: Зимний дворец не для музея строился. Да, он превращался в центр культуры постепенно. В Зимнем дворце был Музей революции, здесь выставлялись муляжи бомб, потом стали выставлять картины… Сегодня дворцовые функции Зимний дворец возвращает. В парадных залах проходят исторические торжественные церемонии.
Есть исторические здания, в которых были фабрики, предприятия, офисы. Классический пример — Главный штаб, где располагались министерства, ВЧК, тюрьма, другие конторы. Потом пришел Эрмитаж, и мы превратили здание в лабораторию современного музейного дела. Пространство, которое все больше начинают любить туристы. Старшее поколение идет в Зимний дворец, молодежь — в Главный штаб.
У нас есть замечательная Новая Голландия, где складские помещения превратились в офисы и места проведения образовательного и культурного досуга. В хороший день там на улице полно народу. Петербургское изобретение и «Севкабель Порт», где есть кафе, выставочные залы, Музей стрит-арта… Памятник конструктивизма Левашовский хлебозавод после долгих споров очищен от пристроек. Теперь это центр культуры, где проходят разные мероприятия, и памятник блокаде с интересной новой экспозицией. Бывший Конногвардейский манеж стал прекрасным выставочным залом с музейной коллекцией и яркими культурными событиями. Все это надо показывать туристам. Петербургский пример использования исторических зданий поучителен.
Церковные здания также используются как в России, так и в Европе. Например, Прадо. А на юге Франции музеи из частных коллекций часто размещаются в аббатствах, отобранных государством у церкви и проданных с молотка в XIX веке. У нас в Исаакиевском соборе уживаются музей и церковь. Спас-на-Крови — пример музейного использования церковного помещения.
Биржа построена в виде храма. Мы собираемся сделать там храм российской государственности. Недавно традиционная встреча Эрмитажа с журналистами «Проводы белых ночей» проходила в центральном зале здания, построенного Тома де Томоном. Он должен стать дублером парадных залов Зимнего дворца. Уже в сентябре мы собираемся провести там День гвардии. Известно, что в Зимнем дворце отмечается День святого Георгия, День изгнания неприятеля из пределов Отечества. Торжественный зал Биржи может стать местом проведения петербургских мероприятий. Он более доступен, чем Георгиевский зал Зимнего дворца, может влиться в праздники, которые стали знаковыми для города: «Алые паруса», День Военно-морского флота, различные марафоны… Эти события вносят особый смысл в жизнь Петербурга.
Марк Твен сказал: история не повторяется, но она рифмуется. Музеи снимают стереотипы. Мы рассказываем подробно, кто такая Екатерина, какой великой царицей она была. Как только перестаем об этом говорить, экскурсоводы, как отечественные, так и иностранные, возвращаются к скабрезным историям о ней. Музейная работа — реабилитация Меншикова. Этот человек в петровское время построил Петербург. Мы реабилитируем Николая I, который создал Эрмитаж, реабилитируем Николая II, рассказываем, какими были Николай и Александра. Снимаются стереотипы и в отношении Распутина. Рассказ, как он был отравлен в Юсуповском дворце, постепенно сменяется рассказом о том, как в России нарастала революция большевистская и религиозная.
Наша боль — блокада. Это тоже очень важный рассказ. В нем есть разные аспекты, которые надо показывать тем, кто к нам приезжает. Свеча Памяти на Дворцовой площади — событие. Когда мы читаем имена погибших в блокаду, это важно и красиво. Надо, чтобы приезжие видели и эту петербургскую особенность.
В нашем городе замечательные музеи. Преобразился Музей обороны Ленинграда, у нас есть прекрасный Музей Бродского, чудесный железнодорожный музей, изумительный Кронштадт, куда стоит приезжать на форты…
Надо рассказывать и про то, как разросся Петербург. Показательна история с «Лахта-центром». Горожане выходят на улицы, когда что‑то угрожает памятникам. Протесты против строительства небоскреба на Охте заставили его перенести. В результате возник еще один, новый, центр города — мост, стадион и «Лахта-центр». Возник потому, что город так решил. Он умеет решать сам, не позволяет что‑то пышное построить на Охтинском мысу. Из споров, которые велись вокруг «Англетера» и «Астории», рождался современный Петербург. Этому надо учить, об этом рассказывать. Так проповедуется патриотизм, любовь к Родине и гордость за нее.
В туризм надо вкладывать новые смыслы, чтобы он стал более сложным. Тогда человек, приехавший в наш город, не только восхитится замечательными памятниками, но и освоит петербургскую историю и культуру, поймет ее особенности.
Ранее мы сообщали о научном симпозиуме в Гатчине, а также писали, что в Эрмитаже открылась выставка, посвященная 95‑летию пожарной охраны музея.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7716) от 31.07.2024 под заголовком «Сделай селфи на Дворцовой».
Комментарии