Михаил Пиотровский: У музеев особая роль. Они — «ворота» между мирами
Музей — «ворота» между мирами. Он и сам — особый мир со своими дверями. Вот три примера.
В центре «Эрмитаж — Казань» мы открыли большую выставку, посвященную Юсуповым. Казань всегда была «воротами» в Азию с движением в одну и другую стороны. Известная история, как туда приезжала Екатерина Великая. Ей навстречу вывели представителей азиатских народов, одетых в национальные костюмы. К слову, Восточный факультет переехал в Петербург из Казанского университета.
Выставка красивая, представлены коллекции живописи, графики, скульптуры, предметы гардероба, ювелирные изделия… Кроме того, она имеет особый смысл, который удалось показать через вещи. Это история формирования русского правящего класса.
Юсуповы — представители ордынской знати, которая перешла на сторону России. Известно, пусть не всегда об этом говорят, что значительную часть русской аристократии составляли представители восточной знати. Они создали сочетание азиатских и европейских традиций, которое называется Евразия.
Юсуповы — блестящий тому пример. Сестра тех, кто перешел на русскую службу, знаменитая Сююмбике, — последняя царица Казанского царства, важная фигура в татарской истории. На выставке присутствует аватар с ее условным портретом, он говорит, отвечает на вопросы посетителей.
Юсуповы никогда не забывали о своих восточных связях, ими гордились. В Юсуповском дворце на Мойке есть Арабский зал. Они помнили о корнях, в то же время были просвещенными русскими вельможами. Николай Борисович Юсупов — блестящий коллекционер, директор Эрмитажа, образец екатерининского вельможи. Он ездил по Европе, встречался с Вольтером, его любили энциклопедисты. Князь был европейски образованным коллекционером, собирал современное французское искусство, резные камни, античную скульптуру… Пушкин написал оду в его честь, но разразился скандал. Поэта упрекали в том, что он возвышает тирана-крепостника.
Михаил Пиотровский: Реставрация — национальная проблема. Музеи хранят много вещей, их надо реставрировать, чтобы сохранитьЮсуповы были богатейшими людьми России. Женщины в их роду считались признанными красавицами. На выставке есть портреты и платья Зинаиды Юсуповой. С ней связан и тот факт, что Юсуповым было разрешено передавать фамилию по женской линии. Бытовало знаменитое «Проклятие Юсуповых» — легенда, согласно которой только один сын в каждом поколении мог дожить до 26 лет. Оно будто бы сбылось в семье Зинаиды Николаевны. Ее старший сын, Николай, погиб на дуэли незадолго до 26‑летия.
Историю про убийство Распутина все знают. После революции семья Юсуповых покинула Россию. Феликс и Ирина Юсуповы привезли в Европу стиль русской аристократии. Они были одной из самых ярких пар, определивших направление европейской моды. Выставка называется «Юсуповы. Роскошь сквозь века». Роскошь как часть русской истории и часть имперской истории.
Если Казань — символические «ворота» в Азию, то наш город можно назвать символом «ворот» с Востока.
Выставка в Манеже Малого Эрмитажа «Драгоценность в лотосе»: искусство тибетского буддизма» посвящена 110‑летию петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй».
Напомню, Екатерина Великая покровительствовала буддистам. Они считали ее воплощением Белой Тары — богини, олицетворявшей чистоту, мудрость и долголетие. Не так давно Эрмитаж и Клуб петербуржцев подарили Агинскому дацану Бурятии бронзовый портрет Екатерины. Когда‑то он там был, потом исчез.
Петербургский дацан построен по правилам тибетского храма, в то же время это абсолютный шедевр русского северного модерна. Он вплетен в русскую историю, был частью огромного культурного явления начала прошлого века. Цесаревич Николай побывал у буддистов на территории России, проехал буддийские страны. При его дворе, как известно, было много буддийских лекарей. Особое значение имели связи с буддистами Тибета. Тибет играл большую роль в политических планах России накануне революции.
Параллельно существовала замечательная школа исследователей буддизма, собирались потрясающие коллекции. Большая часть буддийских коллекций Эрмитажа — собрание князя Ухтомского. Он был организатором путешествия цесаревича на Восток.
В Эрмитаже коллекции представлены в нескольких залах, они продолжают традиции петербургского буддизма. На открытии выставок присутствуют религиозные представители, проводятся церемонии. На нынешней выставке в Манеже Малого Эрмитажа монахами была выложена мандала — символ Вселенной. Театральная мистерия, связанная с эстетикой и идеями буддизма, была показана в Эрмитажном театре.
Буддийская культура присутствует. Мы не всегда это замечаем, но не надо забывать, что традиционные религии России — ислам, иудаизм, христианство и буддизм. Буддизм через Петербург, через храм, через наши коллекции стал частью культуры и жизни России. Эта линия не оборвалась.
На выставке показаны потрясающие вещи: серебряные фигуры Будд, которые стояли в личных комнатах Николая II, буддийская живопись, происходящая из коллекции Юрия Рериха…
Громадная, насыщенная информацией, выставка и каталог — энциклопедия буддийской культуры, которая сегодня важна и востребована. Буддизм, что называется, «из первых рук», из коллекций и объяснений, соотнесенных с буддийскими представлениями.
Только музею под силу это показать.
Музейный мир тоже особый. Сегодня его сотрясает поток требований о возврате памятников культуры в места их прежнего нахождения или происхождения. Мы должны реагировать. Это возможность рассказать людям о том, что такое музеи. Надо использовать сюжеты, которые всем понятны и интересны. Один из них — скандал. Если есть скандал, все о нем говорят и читают. Свежий пример — недавняя кража в Лувре.
В свое время мы с британской журналисткой Джеральдин Норман написали книгу «Культура как скандал», которая рассказывает о настоящих и вымышленных скандалах вокруг Эрмитажа и о том, как через них выявляется суть музея. Реституция — тоже сюжет, понятный всем. Речь о вещах, которые из разных мест попали в музей, теперь те, кто с ними расстался, требуют вернуть их обратно. На первый взгляд это кажется справедливым. Действительно забрали, вырвали из контекста.
На днях вышла новая книга Джеральдин Норман «Отстаньте от искусства!», посвященная вопросам реституции. Я ее редактировал, написал большое предисловие. В Англии книгу отказались издавать потому, что она противоречит общей тенденции: музеи-грабители. В книге другой взгляд на проблему. Это рассказ на примере восьми знаменитых музеев мира о судьбе шедевров искусства, ставших заложниками войн, революций, махинаций «черных копателей» и предприимчивых арт-дилеров. Показано, каким образом вещи собираются, какие для этого есть требования, насколько бессмысленно их возвращать. Это и моя позиция.
Предисловие к книге я назвал «Закрыть ящик Пандоры». Пока он открыт, требования бесконечны. На слуху мраморы Парфенона, бенинские бронзы. Египет намерен вернуть Нефертити из Берлина. Появился комитет по возвращению «Моны Лизы» из Парижа в Италию. В 1911 году похититель увез ее в Италию. У кражи и тогда был идеологический мотив: картину написал итальянский художник. Германия требует вернуть вещи, после войны вывезенные к нам из немецких музеев в качестве компенсации за ущерб, нанесенный нацистами русской культуре. У наших музеев требуют возвращать церкви иконы, ГМИИ имени Пушкина хотел вернуть коллекцию Щукина и Морозова в Москву… Это вечные споры.
Все это часть музейной жизни и требует обсуждения.
Музей вырывает вещи из контекста, помещает их в свой мир, в котором свои правила, свои плюсы и минусы. Надо объяснять, что у музеев особая роль. Она похожа на роль церкви. Я не раз говорил: территорию России держат церковь и музеи. Экономика, как и политика, приходит и уходит.
Петербург — город, где церкви организуют диалог: мечеть, буддийский храм, армянская церковь, знаменитая протестантская церковь Петрикирхе. В католическом соборе Святой Екатерины были похоронены Станислав Понятовский, последний король Польши, и генерал Моро, который предал Наполеона и перешел на русскую службу. Венец всему Спас-на-Крови — московское представительство в нашем городе.
А рядом конгломерат музеев — механизм, обеспечивающий сосуществование разных суверенных культур. Такого разнообразия нет нигде: Кунсткамера, Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, Этнографический музей, музей Державина, музей Пушкина…
Читайте также:
Ротация в Кабинете книги художника: в Эрмитаже представлена уникальная экспозиция
В Эрмитаже открылась выставка трёх картин художника Бернардино Луини
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (8028) от 05.11.2025 под заголовком «У музеев особая роль».







Комментарии