Михаил Пиотровский. Ответ на вызов времени

В воротах Зимнего дворца установлен досмотровый модуль для проверки посетителей, входящих в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади. Как только он появился, возникли отклики — искажается облик Зимнего дворца.

Михаил Пиотровский. Ответ на вызов времени |

Прежде всего хочу отметить: не искажает. Ворота на виду. На этом месте в царское время и в наше всегда стояла будка охраны. Люди проходили справа и слева. Техническое сооружение не надо стилизовать под облик дворца. Общественный туалет на площади якобы подражает облику дворца. Выглядит это ужасно. Тут же павильон туристического бюро, который все больше обрастает картинками. В свое время мы согласились на их установку потому, что это нужно для турис­тов. Летом на Дворцовой площади бесконечно возникают сооружения. Они не только искажают, но и убивают ее образ. Мы все время бьемся за то, чтобы их ­быстро монтировали и разбирали.

Возражения по поводу технического устройства в воротах дворца не очень приемлемы. Таких устройств много в Эрмитаже. Турникеты и досмотровые устройства, которые стоят в Иорданской галерее, эстетически и с точки зрения комфорта хуже, чем досмотровый модуль.

Сам музей — технология, встроенная в здание дворца.

Модуль — наш ответ на вызов времени. Эрмитаж чуть ли не каж­дую неделю «минируют» по телефону. Средства массовой информации оповещают: музей закрыт. Если есть звонок о минировании, надо людей вывести, проверить весь музей… При существующей системе проверки люди идут до контроля беспрепятственно, что‑то сдают в камеру хранения, оставляют одежду в гардеробе, пользуются туалетами.

Эрмитаж с уполномоченными организациями выясняет, где слабые места. В результате исследований и возникла идея модуля возле ворот на площадь. Его делали оборонные предприятия, лучшие мастера в этой сфере, это новейшие технологии. Такого уровня просмотрового комплекса с разными возможностями ­нигде нет.

Модуль освобождает входную зону музея, она становится более гостеприимной. Желающие могут проходить во двор, даже если не собираются идти в Эрмитаж. Дополнительное внимание привлекается к саду. Ворота, как и сад, появились при Александре III. На них есть его вензель и вензель Марии Федоровны. Император в Зимнем дворце не жил, он приезжал сюда на работу. Марии Федоровне не нравился плац во дворе. Александр III разбил там сад, от которого многое сохранилось. Нет цветников в углах, но половина деревьев того времени и фонтан тот же самый. Он был рассчитан, чтобы бить вверх на одиннадцать метров.

В Эрмитаже все пространства музейные. Теперь, когда мы переносим зону входа к воротам, сад стал частью экспозиции, музейным пространством. Когда‑то, еще до того, как во дворе Лувра появилась стеклянная пирамида, обсуждалась идея сделать подземный вход в Эрмитаж. Снести фонтан, срубить деревья. Хорошо, что идею отвергли. Что касается разборного модуля, то мы не готовы обсуждать его существование, но готовы обсуждать наружный цвет и нанесение традиционных черных полос. Предложения от дружественных посетителей уже есть.

Не все нужно обсуждать, но все нужно показывать миру. Выставка и вечер памяти Ильи Кабакова — событие мирового значения. И, как оказалось, так это и прозвучало, многие услышали и оценили. Илья Кабаков создавал вещи для многих музеев. Эрмитаж первым в мире провел вечер его памяти.

К заметным событиям можно отнести и вечер памяти Олега Каравайчука. Это тоже история Эрмитажа, история императорского рояля, на котором играл Каравайчук. В Манеже Малого Эрмитажа проходит выставка «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора». Лучший фильм о детях Николая II был создан на студии документальных фильмов режиссером Николаем Обуховичем. Он назывался «Сонм белых княжон». Музыку к нему написал Каравайчук.

Событием стала и только что открывшаяся в Главном штабе выставка «Арнольд Беклин, Карло Беклин. «Остров мертвых». На открытии исполнялась симфоническая поэма Рахманинова, посвященная картине «Остров мертвых». Мы показываем картину, которая уже долго висела в Эрмитаже. Музей купил ее у владельцев в прошлом году. Торговцы спохватились, они могли получить ее за те же деньги и продать много дороже. Но владельцы ждали, когда картину сможет купить Эрмитаж. Это подтверждение тому, о чем я часто говорю: музей — лучшее для памятников искусства мес­то. Попасть туда — высшая оценка из всех, что может быть. Все, что создано, рано или поздно превращается в прах. То, что попадает в музей, сохраняется следующими поколениями. Разговоры: верните, украли, не для музея создавалось, ничего не стоят.

Продолжая тему ответов на существующие вызовы, не могу не упомянуть линию, которая называется «Поворот на Восток». И к этому мы оказались готовы. Первая выставка прошлого года, посвященная 350‑летию Петра, «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» представляла вещи и драгоценности из Китая, которыми пользовались Петр Великий и его приближенные. Мы показывали выставку даров китайских императоров русским императорам, русскому двору. Экспонаты могут многое рассказать о взаимоотношениях правителей нашего государства с правителями Востока и европейских держав.

Эрмитаж подписал соглашение со спонсором о финансировании новой экспозиции Китая, которую мы готовим. Обновлены экспозиции средневекового Востока, Ирана, Ближнего Востока, Турции, Средней Азии. Музей готов рассказать о Востоке так, чтобы это было полезно и помогло повороту на него.

Один из «круглых столов» на Петербургском международном экономическом форуме был организован Восточным факультетом Университета. Он был посвящен востоковедению, рассказу о том, в чем его особенность как науки. Это наука диалога культур и познания чужого.

Обсуждались конкретные проб­лемы: как учить востоковедов и как при активном взаимодействии с Востоком не оплошать. Сегодня мы живем в ­эпо­ху гугл-переводчиков. Кажется, что все можно перевести и это несложно. Но, чтобы вести разговор, в частности деловой, такого перевода мало. Надо знать нюансы, известные людям, которые годы посвящают изучению культуры, а не просто языка. Это то, что есть «на кончиках пальцев» и гугл-переводчику не под силу. Приводилось много примеров. Конфуцию приписывают афоризм «трудно ловить черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет». Не говорил он это. Как неверно и представление, что китайское слово «кризис», состоящее из двух иероглифов, сочетает в себе понятия «опасность» и «возможности».

О Востоке есть придуманные представления, которые способны повредить деловому общению. Люди Востока привыкли к своим способам вести беседу, легко потерять лицо, если начнешь изображать человека знающего.

На форуме обсуждалось много вещей, связанных с культурой. На отдельном «круглом столе» речь шла о существующих мифах и легендах, о том, как они формируются, какие деньги приносят. Мифы и легенды, связанные с музеями, тоже играют роль. Самый простой пример мифа — в Эрмитаже экспонаты подменены. Полный бред, но он удобен, когда где‑нибудь на черном рынке продают картину, утверждая, что она из Эрмитажа. Кто‑то покупает.

Один из «круглых столов» был посвящен диалогу культур. Учас­тие принимали наши спикеры и иностранные. Речь шла о культуре как о «мягкой силе», которая сегодня приобретает особое значение. Обсуждалась и роль культурных индустрий. С одной стороны, они приносят деньги, с другой — выполняют важную идеологическую роль. Не выпус­кать на сцену «неправильных артистов» — примитивный подход. Надо следить за тем, чтобы события, которые собирают много людей, в том числе на Дворцовой площади, отличались хорошим вкусом, соответствовали «мягкой силе» культуры.

На форуме обсуждалось проведение Дней Эрмитажа в Сербии. Задумываются новые формы взаимодействия. Это тоже ответ на новые вызовы. Сегодня нельзя привезти в Сербию вещи из Эрмитажа. Но можно туда приехать, привезти экспедицию, выставку, посвященную инклюзии, и выставку Императорского фарфорового завода, который делает копии императорских сервизов. С Эрмитажем в Сербию поедет Театр балета имени Леонида Якобсона.


#Эрмитаж #музей #Пиотровский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7445) от 28.06.2023 под заголовком «Ответ на вызов времени».


Комментарии