Михаил Пиотровский: Музей создаёт репутацию места. Репутация музея создаёт репутацию страны

Один из важных, на мой взгляд, итогов года — программа развития музеев, которую составил и представил президенту Союз музеев России. Это музейное видение процесса.

Михаил Пиотровский: Музей создаёт репутацию места. Репутация музея создаёт репутацию страны  |

Сегодня используются три языка — гуманитарный, управленческий и цифровой. Это придумали не мы, а Высшая школа экономики. Наш документ написан на языке гуманитарном, языке музейного сообщества. Его надо перевести на язык управленческий.

Управленческий язык — язык бюрократии. Она бывает двух видов. Бюрократия Макса Вебера — то, что обеспечивает нормальное функционирование, и бюрократия по Кафке, где правила важнее сути.

Главное в программе: все, что мы предлагаем, можно показать на опыте работы музеев, в значительной степени Эрмитажа. Недавно прошли Дни Эрмитажа, где можно было видеть, как многое воплощается на практике.

Один из главных вопросов нашей программы — в чем заключается успех музея? Обычно считается, что показатель успеха — увеличение посещаемости. Не нужно ее повышать. Сейчас мир захлебнулся от туризма. Лувр разрушился из‑за того, что принимает 8 миллионов посетителей в год.

Оценка эффективности музеев — не арифметика, а алгебра. Я уже не раз говорил: критерием успеха может быть процент бесплатных посетителей. За них платят сами музеи, никто это не компенсирует. Значит, музей зарабатывает столько, что может себе это позволить. Эрмитаж 30 % посетителей посещают бесплатно. В этом году мы сделали каждый четверг бесплатным для пенсионеров, детей и студентов.

Показатель эффективности и специальные программы для детей, льготы для военнослужащих, для многодетных семей…

Цифры создают иллюзию прос­тоты. Ими легко все оценивать, удобно отчитываться. Это выливается в то, что отчитываться музеи начинают в «песнях и плясках» — фестивалях, мероприятиях…

Важнейшая позиция нашей ­программы: музей — не Диснейленд, не развлекательное место. Это храм, который воспитывает в людях уважение к истории, понимание, что такое нация. Музеи сохраняют код нации, делают это разными способами.

9 декабря День Героев Отечест­ва. Этот праздник возродил Эрмитаж. Сначала он был эрмитажным, стал государственным. В этот день в Зимнем дворце происходит вынос знамен, парад, играет военный оркестр. В Галерее 1812 года тоже проводятся военные церемонии. На днях там вручали погоны генералам Росгвардии. И это пример того, как музей хранит нашу историю, гордость за нацию.

Мы только что открыли завершающий зал новой Галереи Пет­ра Великого. Это тоже музейный рецепт сохранения истории. Петр там не только плотник, мореплаватель и военный командир. Он щеголь, человек образованный, ученый. Не зря он получил звание члена Французской академии за исследование Каспия. Петр действительно исследовал Кас­пийское море. В этой галерее мы особое внимание уделяем его преемницам. Они создали Россию, основы которой он заложил. Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина I многое сделали. Завершила дело Петра Екатерина II.

Последний зал галереи рассказывает о фарфоре. Флот и армия есть у каждой страны. Фарфор — высшее достижение. Редкие европейские страны могли его выпускать. Не только русские пушки слышала вся Европа.

Другая философская часть нашей программы: музей не склад. Это не просто место, где висят красивые вещи, которые можно убрать, поменять… Там все важно для рассказа, в котором и заключается смысл музейной работы. Это надо объяснять.

У нас открылась громадная выставка портрета. Показано много хороших вещей, но главное — рассказ о том, как родился портрет. Это целая философия. Не случайно история портрета начинается с погребальных масок — формирования вечной жизни человека. И дальше та же тема. И сибирская каменная маска, и портрет работы Веласкеса, и портреты современного искусства, и зеркало в самом конце — замечательная история, диалог портретов.

Другой пример музейного рассказа — выставка о декабристах. Она не о том, плохими или хорошими они были. А о том, что видел Зимний дворец. Для него это был последний гвардейский переворот и первый штурм Зимнего. Отряд мятежников пытался ворваться, чтобы захватить царскую семью. Комнаты, где императрица смот­рела в окно, где проходили совещания, куда мятежников привезли на допросы, все это помнят.

На выставке важная вещь — мундир Милорадовича. Герой вой­ны 1812 года уговаривал военных сдаться, был смертельно ранен. На мундире отверстия от пули из пистолета Каховского и от штыка Оболенского, следы крови. Когда Милорадович упал с лошади, штатские люди помогли отнести его в Кавалергардские казармы, быстро ушли и унесли его ордена и перстень.

Мундир — музейная реликвия. Еще один пример того, что музей — хранитель истории.

Когда открываются выставки, много вещей из постоянной экспозиции туда уходит. На их мес­то приходят другие. В Эрмитаж надо ходить часто, там все время что‑то меняется. Иногда люди этого не замечают. В социальных сетях были жалобы: вы убираете картину, вешаете этикетку, почему бы не повесить другую вещь? Так и происходит. Этикетка остается, если на время уходит знаменитая вещь.

Мы все время подчеркиваем: для музея главное — постоянные экспозиции. Выставки интересны публике, но это дополнение, а не основная цель большого музея. Выставки — украшение, поэтому в Эрмитаже никогда нет для них отдельного билета. Они — часть постоянных экспозиций. Посмотрев выставку отреставрированной картины Рубенса, посетитель идет смотреть его вещи в залы.

Выставки должны попадать в тему, а не поражать количеством вещей. Это мало кто понимает, думают: привезли, увезли, поставили…

Очень важный вопрос для музеев — хранение. Тут надо ориентироваться на открытость. Многое из того, что хранит музей, можно показывать. Это блестяще отработано на примере нашего фондохранилища в Старой Деревне. В Дни Эрмитажа мы показали там новые открытые хранилища костюма, часов. В наших центрах, как, например, в Екатеринбурге, создаются хранительские помещения, корпуса.

Другой больной вопрос музейной жизни — реставрация. И тут мы предлагаем рецепты, основанные на опыте нашего центра в Старой Деревне, реставрационного центра Ленинградской области в Рождествено.

Реставрации нельзя научить по книгам и лекциям. Только работая рядом с человеком, который умеет это делать хорошо. В Дни Эрмитажа мы проводим мастер-классы для реставраторов по всей стране. Система эрмитажной школы реставрации уже много лет работает на Урале и в Керчи. Во Владивостоке создается центр «Эрмитаж-Владивосток» с реставрационными мастерскими. Там на регулярной основе будет функционировать эрмитажная школа реставрации.

Сейчас, когда нет больших выездных выставок, к которым надо месяцами готовить картины, развернулась реставрационная работа в музее. Мы представляем шедевры после реставрации.

В постоянную экспозицию вернулась шпалера «Аполлон и знаки зодиака». Она из серии шпалер, которую мы сейчас реставрируем. Это стало возможным потому, что удалось создать в нашем реставрационном центре мойку шпалер. В России их никогда не было. Чтобы вымыть шпалеру, ее надо везти в Бельгию. Но и это невозможно. Ее помоют, она изменит состояние, обратно не пропустит таможня.

Об открытиях в процессе рес­таврации картины Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» много писали. На выставке зрители видят картину в авторском колорите, он подчеркнул феноменальную живописную технику ­Рембрандта, а прояснившиеся детали композиции позволяют глубже понять замысел этой работы. Сделаны и важные искусствоведческие открытия.

В нашей программе развития музеев есть и практические вещи.

Все отмечают оживление горизонтальных связей между музеями, обмен выставками, экспонатами. Музейные связи родились сами по себе. Все делают выставки, Москва и Петербург наравне со всеми. Это хорошо. Эти связи задохнутся, если не будет выполнено одно из наших главных предложений: введение системы гарантий страхования и тарифов для перевозок. Мы предлагаем ввести если не государственную систему страхования, против которой возражает Минфин, то хотя бы эндаумент — фонд, который ­обеспечивает страхование межмузейных перевозок.

Одна из проблем, которую мы тоже обсуждаем, — новые кадры в музеях. Эрмитажный подход — молодые люди должны делать новое. Как пример — наш проект «Небесный Эрмитаж», в котором готовы принять участие крупные технологические компании. Это создание арт-токенов, связанных с реставрацией, аватаров с изоб­ражением Леонардо да Винчи, которые водят по музею, дают справки. Это «виртуальный гид», который может заменить гидов, аудиогидов и быть прекрасным путеводителем по Эрмитажу… Все это делает новое поколение сотрудников музея.

Новое поколение принимает участие в организации эффект­ных выставок. Некоторые были сделаны молодыми сотрудниками и членами Молодежного совета Эрмитажа. Они многое придумывают. Такой была выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Она прошумела потому, что была рассчитана на разную аудиторию. На тех, кому нравится живопись, и на тех, кому — театральность. Очень важная выставка Каспара Фридриха, показывающая роль России в развитии европейского искусства. Ее делали как маститые, так и молодые сотрудники музея. Так же, как и выставку «Упакованные грезы. Мода ар-деко».

Мы показываем, как работать с кадрами, чтобы была преемственность и в музейную сферу не попадали случайные люди. Все меняется, но процессом мы должны управлять.

Многое из того, что мы предлагаем в программе, уже работает. Надо только управленческим языком написать методички.

Музеи — гордость и визитная карточка каждого города, региона, района. Они сохраняют исторический дух места и делают это место привлекательным для приезжих, для туристов, для инвес­тиций.

Музей создает репутацию места. Репутация музея создает репутацию страны.

Читайте также:

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открыта выставка «Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама» К завершению реставрации»

Эрмитаж представил публике масштабный проект «Искусство портрета. Личность и эпоха»


#Михаил Пиотровский #музей #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (8063) от 24.12.2025 под заголовком «Маршрутная карта для музеев».


Комментарии