Михаил Пиотровский: музеи — матрица патриотических чувств

В День российского флага Эрмитаж провел торжественную церемонию в зале Русской Славы и Побед в реставрируемом здании Биржи.

Михаил Пиотровский: музеи — матрица патриотических чувств |

Для Эрмитажа история флага значима не только потому, что заместитель директора нашего музея возглавляет Геральдический совет при президенте РФ. Зимний дворец был первым из не принадлежавших органам власти зданий города, над которым поднялся трехцветный флаг. Раньше его поднимали только над Смольным и над Мариинским дворцом. На музей жалобу в прокуратуру подавали. Якобы не имеет права поднимать государственный флаг. Если в Эрмитаже находится государственный герольдмейстер, нам ли не знать, что можно, что нельзя. Вслед за Эрмитажем на флагштоках стали поднимать флаги и на других зданиях. В ветреный день небо над городом выглядит здорово. Флаги, кресты.

Сегодня много говорят о патриотизме, о том, как воспитывать преданность Родине. Музеи рассказывают об истории Отечества. Они — матрица патриотических чувств, понимания символики патриотизма.

Эрмитаж сам по себе — место, которое воспитывает и учит истории. Военная галерея 1812 года, Георгиевский, Гербовый, Фельдмаршальский, Александровский залы, Дворцовая площадь, Триумфальная арка — громадный комплекс, который должен служить правильному пониманию любви к Родине, гордости и ответственности за нее. То, что называется патриотическим воспитанием.

День флага — одна из церемоний, которые проводит Эрмитаж. До революции в Георгиевском зале торжественно отмечался День святого Георгия. Музей праздник возродил, и он стал общенациональным Днем героев Отечества. В сентябре мы будем отмечать День гвардии. Опять же возрожденная Эрмитажем официальная церемония. 25 декабря Эрмитаж отмечает День изгнания неприятеля из пределов Отечества, освобождение России от похода Наполеона. Проводится молебен, небольшой парад и награждение выпускников военных училищ. Церемонию музей проводит вместе с военными и церковью. Возрождается механизм, важный для воспитания людей.

В Фельдмаршальском зале Зимнего дворца когда‑то находились портреты фельдмаршалов, к имени которых добавлены географические названия мест, где они прославились. В советское время там были только Суворов и Кутузов. Эрмитаж постепенно возвращал в этот зал портреты людей значимых, причастных к победам русского оружия. Вернулись Потемкин, Дибич, Паскевич. С каждым из них связаны этапы нашей истории, о которых надо помнить. В Фельдмаршальский зал мы повесили и портрет генерал-фельдмаршала Витгенштейна, которому, казалось бы, не полагается там находиться, к его фамилии нет географического названия. Но этот полководец остановил наполеоновские войска на дороге к Петербургу. Музей решил, что его портрету место в этом зале.

Знаменитая ваза «Россия» стоит в Фельдмаршальском зале. Она была заказана Императорскому фарфоровому заводу Николаем I в ознаменование пятнадцатилетия победы в Отечественной войне 1812 года. Великое произведение фарфорового искусства. В том же пространстве мы поместили картину «Полтавская битва».

Как я уже не раз говорил, в здании Биржи будет церемониальный зал. Там мы разместим батальные картины, посвященные значимым русским военным победам, которые сейчас висят в Главном штабе, где находится Музей гвардии. Этот музей — еще один механизм воспитания у людей понимания, что такое Родина, ответственность за нее. Вязьма, Малый Ярославец — знаменитые сражения, определившие исход войны, когда русская армия начала гнать Наполеона. Балаклава — сражение в Крымской войне, которую мы, мягко говоря, не выиграли. Но Балаклава — знаменитое сражение, в котором русская армия заманила и уничтожила лучшую часть легкой кавалерии британцев. Они это помнят до сих пор.

Конечно, в церемониальном зале будет картина, посвященная победе под Нарвой. Мы празднуем свою победу под Нарвой, шведы свою. Битвы было две. Одну мы проиграли, вторую выиграли. Между первой и второй битвами сформировалась русская гвардия. Под Нарвой она одержала первую победу в борьбе со шведами, уже потом все завершилось Полтавой. Шведы переоценивали деяния Карла XII. Долгое время считалось, что он втянул Швецию в авантюру, не надо было воевать. Накануне Первой мировой войны Карла стали считать великим человеком, при нем шведы побеждали традиционного врага — Россию. Когда у нас праздновали 200‑летие Полтавской победы, в Швеции о ней предпочитали не вспоминать и в церемониях не участвовать. В эрмитажной выставке к 300‑летию Полтавской битвы шведские музеи приняли участие. Общее настроение в Швеции к тому времени сменилось от реваншистского угара к историческому подходу. До этого мы вместе сделали и показали в Стокгольме и Петербурге выставку «Петр I и Карл XII» о том, как сражались два легендарных правителя. Но победили мы. Шведы даже придумали к выставке детскую игру: можно ли было изменить исход полтавского сражения? Нельзя. Сейчас настроения в Швеции поменялись.

Музеи говорят не о сегодняшнем дне, а о «вчерашнем и позавчерашнем». Иногда это действует сильнее, чем прямые слова и угрозы.

Музеи воспитывают детей и взрослых. У нас в стране немало взрослых, которых надо воспитывать. Среднее поколение в основном взрослело, полагая, что главное в жизни — зарабатывать деньги. Искусством занимались мало, ощущение сопричастности, единения с собственной страной не очень волновало. Музеи создают правильное и интеллигентное понимание истории, учат тому, что она сложная, истина может быть не одна.

Предстоящий Культурный форум будет посвящен проблемам культурного суверенитета и глобализма. Эпоха глобализма ушла. Возникает новый мировой порядок, который строится на взаимодействии суверенных государств с учетом их взаимных интересов. Как это должно сочетаться в культуре?

Мы любим и ценим собственную культуру. Нередко звучит: не трогайте, мы ее никому не дадим, чужих нам не надо. Я много раз повторял: национальные культуры ценны тем, что они важны и для других народов. Если культура принадлежит одному народу, ее возможно уничтожить. Как известно, народы свою культуру уничтожают регулярно по религиозным или политическим причинам. А сегодня мы наблюдаем отмену культуры по всему миру.

На форуме будут обсуждаться вопросы взаимодействия между культурами и механизм передачи наследия.

Музеи живут в исторических зданиях. Они не просто занимают территорию, а впитывают память и атмосферу, которая есть в этих стенах. Это может быть атмосфера храма, манежа, торгового дома, рынка, завода… История и традиции передаются через взаимодействие с местом, где музей находится.

Музеи показывают единство, различие и взаимодействие культур.

Например, мусульманское искусство, как и ислам, существует в каждом отдельном регионе. Легко отличить персидское мусульманское искусство от арабского, среднеазиатское от испанского. То, что это искусство мусульманское, демонстрируют арабская вязь, определенный орнамент… В Эрмитаже искусство народов ислама разделено географически — Ближний Восток, Средний Восток, Иран, арабские страны, отдельно Индия, Средняя Азия, Золотая Орда. С одной стороны, мы регулярно делаем выставки, посвященные мусульманскому искусству, единство которого определяется религией. С другой — показываем, как в мусульманских странах живущие там христиане производят вещи для мусульман, мусульмане производят вещи для христиан. Это видно в эрмитажной коллекции.

У нас есть стеклянный рог Петра Великого, на котором эмалью нанесены арабская надпись и изображение евангелистов. Сам рог облечен в европейскую германскую оправу. Так разговаривают культуры.

Всем известны эрмитажные часы «Павлин». Они изготовлены в Англии, которая славилась часами. Изготовлены для Китая, где мода на часовые автоматы была больше, чем в других странах. Сегодня там лучшая коллекция европейских часовых механизмов. По дороге в Китай часы «Павлин» оказались в России. Их купил Потемкин. Часы не ходили, их починил Кулибин. Еще раз механизм возродили современные эрмитажные часовые мастера. Когда национальные культуры взаимодействуют, они становятся частью культуры мировой.

Русский музей гордится картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Мы открываем центр «Эрмитаж-Евразия» в Оренбурге. Там будет выставка, посвященная эпохе Брюллова. В Эрмитаже в результате исследований и реставрации атрибутированы портреты, связанные с Брюлловым и его кругом.

«Последний день Помпеи» — картина, положившая начало отечественной академической художественной школе. Ее представляли в Зимнем дворце рядом с Рафаэлем, Рубенсом, затем разместили в Новом Эрмитаже в зале русского искусства.

Брюллов в Риме изучал Рафаэля. Для Академии художеств он написал копии его фресок. Затем создал «Последний день Помпеи». Это было ни больше ни меньше как соревнование со Станцами Рафаэля в Ватикане. В Эрмитаже Брюллов выдерживал соревнование с Пуссеном, картины которого висели рядом. Когда был создан Русский музей, «Последний день Помпеи» переехал туда. Там в контексте русского искусства Брюллов выдерживает соревнование с русской иконой и авангардом. Иногда хочется снова представить, как он выглядел в Эрмитаже.

Другие русские художники, например, Малевич и Кандинский, в Главном штабе успешно участвуют в диалоге со всем новым европейским искусством. Диалог суверенных культур.

Мы гордимся тем, что Эрмитаж был первым музеем, который отдельно показал испанское искусство. Обычно европейских художников показывали вместе. В Испанском просвете великие художники, там ощущается особый дух и настроение. Схема понятна: в большом зале большие картины Тьеполо, потом испанцы, а дальше Рембрандт. Диалог, в котором видно, что все они разные, все великолепны, надо смотреть на всех вместе.

Знаменитая ваза Фортуни — произведение испано-мавританской керамики конца XIV века. Ваза названа в честь знаменитого художника каталонца Фортуни, нашедшего ее в 1871 году в местечке Салар близ Гранады. Он собирал древности, нашел вазу, сделал ей ножки в виде львов. На вазе арабские надписи. Но у нас она стоит не в зале мусульманского искусства, а в галерее средневекового искусства Европы. Там рядом в витринах похожие красивые испанские вещи. Они явно восходят к традициям, которые видны в вазе, поэтому и показаны вместе. Несколько суверенных культур в одном пространстве. Каждая говорит о себе, вместе они рассказывают интересную историю, которая кого‑то делает умнее, кого‑то заставляет больше размышлять.

Сегодня планы устройства будущего мира строятся на традиционных ценностях и исторической памяти. У народов они разные. Механизм, как совместить верность традициям и некое единство, дают гуманитарные науки и музеи.

Читайте также: 

Диалог стран и эпох: что можно увидеть на выставке «Две Пальмиры: связь поколений, связь народов, связь времён»

Археологи экспедиции Эрмитажа сделали несколько исключительных находок




#эрмитаж #культура #патриотизм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «История воспитывает и учит».


Комментарии