Михаил Пиотровский. Город, где живут все религии

Михаил Пиотровский. Город, где живут все религии |

В постсоветское время изменилось небо над Петербургом. Стало заметно, что на флагштоках зданий появились флаги, а на церквях кресты.

Над церковью Зимнего дворца крест был всегда, и в революцию, и в блокаду. Теперь над Эрмитажем развевается флаг. Неожиданно возникла дискуссия: по какому праву мы это делаем? По закону, принятому Думой в 2000 году, вывешивать флаг РФ могут все организации, а не только учреждения государственной власти.

Дело не в этом. Важно, чтобы флаг страны вызывал у людей чувство собственного исторического достоинства, воспитывал уважение к традициям.

Если говорить о традициях, надо помнить, что Петербург - город храмов всех религий.

Несколько дней назад в Эрмитаже проходила церемония вручения бюста Екатерины Великой буддийской общине. 255 лет тому назад Екатерина издала указ, который заложил основу влияния и роли Российской империи на Дальнем Востоке. Он узаконил существование буддийской общины на территории страны. Одним из результатов стало возникновение в нашем городе буддийского храма. Он удивительно красив. Даниил Хармс любил приходить к нему, заряжался вдохновением.

Из окон дацана можно видеть фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне, где есть буддийская экспозиция. В Эрмитаже потрясающая коллекция вещей, имеющих отношение к буддизму. Дацан - важная часть культурной жизни и наследия Петербурга.

Еще одно слагаемое религиозного образа Петербурга - мечеть. Она самая красивая в Европе, потому что совмещает две традиции - среднеазиатскую и северный модерн. Это слияние делает ее удивительным сооружением. Удивительно и то, как она расположена. Мечеть стоит на той же линии, что и главный собор города Петра и Павла в Петропавловской крепости. Только в Петербурге такое возможно. Это часть его культурной ауры.

Еще одно важное здание в нашем городе, которое несет восточные традиции, - хоральная синагога. Она построена в духе восточных синагог и живет особой архитектурной жизнью. Когда снесли здание ДК Первой пятилетки и еще не появилась вторая сцена Мариинского театра, казалось, это ради синагоги, чтобы ее было лучше видно.

Православные храмы нашего города особенные, в них есть европейская монументальность. Их строили Ринальди, Трезини, Монферран. Исаакий может быть музеем и храмом одновременно, потому что он европейский по духу. Казанский собор - сильная цитата собора Святого Петра в Риме. Он был музеем религии, опять стал храмом. Открытое миру, европейское, петербургское православие.

Спас-на-Крови иной, словно другой веры, в стиле храма Василия Блаженного. Я его не очень люблю, но он учит религиозной архитектурной толерантности.

Иногда говорят, в нашем городе уничтожено храмов меньше, чем в Москве, потому что они не русские. В какой-то мере, возможно, и так. В петербургских соборах ощущается вселенский размах и ориентация на мировую культуру. Не случайно в них есть картины европейских художников, которые служат иконами. В соборе Александро-Невской лавры висит полотно Йорданса, мы показывали его на выставке в Эрмитаже. Оно прекрасно в музее и в храме. В музеях много вещей из церквей. Они объединяют город-музей и город-храм, никуда не передаются, присутствуют на выставках.

Особое место - Невский проспект. Здесь расположены лютеранская церковь Петрикирхе, католический храм Св. Екатерины, Армянская церковь. Петербург - город разных храмов. Вместе они создают его лицо и образ места, где живут все религии.

Известно, что часть церквей уничтожена. Места их памяти бытуют по-разному. На площади Восстания стояли памятник Александру III и Знаменская церковь. Их «наследниками» стали метро и обелиск. Возник другой ансамбль.

На месте концертного зала «Октябрьский» располагалась Греческая церковь. Живы очевидцы, как ее взрывали. Появилось общественное, нужное городу здание, но есть ощущение какого-то неудобства. Церковь не забывается. Возможно, стоит поставить часовню.

Место памяти и Сенная площадь. Вместо утраченной церкви Спаса-на-Сенной - памятника позднего барокко - там построены торговый центр и метро. Это Петербург Достоевского, такое место должно жить иначе. Есть потребность, чтобы церковь возникла снова. Ее не заменил торговый центр. По этому поводу должны быть дискуссии.

Разговор о том, стоит ли воссоздавать уничтоженное, серьезный и деликатный. Опыт послевоенного Ленинграда показывает: есть ситуации, когда воссоздание необходимо. Петергоф и Царское Село восстанавливали в условиях страшной разрухи. Людям есть было нечего, а строили, золотили...

Позволю себе сказать, что петербургские храмы больше перекликаются с обликом и историей города, чем московские. В Москве церкви - доминанты. В Петербурге они - часть ансамбля. Не случайно Невский проспект начинается от Александро-Невской лавры, а кончается Адмиралтейством. Петр перевез мощи в лавру, а на Неве создавал флот.

Сегодня в мире идут религиозные войны. В Петербурге религии уживаются между собой, учат миру.

Город, состоящий из храмов, создает основу особого петербургского характера и почву для дискуссий: какова роль религии в культуре; религия сама по себе и как часть культуры.

В Эрмитаже картины великих мастеров ведут постоянный диалог на сложнейшие религиозные сюжеты.

Особая ниша у Музея истории религии. Это площадка для встреч и взаимодействия людей разных религиозных конфессий. На экспозициях, выставках, мероприятиях религии вступают в дискуссии.

В Петербурге создана модель взаимоотношений религий и религиозных организаций в новых для России условиях. Не скажу, что много людей ходят в храмы. Но мы переживаем мощный эмоциональный всплеск религиозного чувства. Он может выливаться в фанатизм, а может в рецепт, который предлагает наш город.

#Пиотровский #религия #храмы и церкви

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6512) от 28.08.2019 под заголовком «Город, где живут все религии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?