Михаил Пиотровский. Академическая ДНК родом из Петербурга

На недавнем собрании Академии наук шла речь о создании Петербургского отделения РАН. Большинством голосов решение принято. Это большое событие во многих смыслах.

Михаил Пиотровский. Академическая ДНК родом из Петербурга |

Академики Петербурга потеряли автономию в результате реформы 2013 года. До этого был Научный центр РАН, которым руководил Жорес Иванович Алферов, инфраструктура и автономия. Это все «улетело». Жорес Иванович много лет пытался создать какой‑то новый формат, чтобы получить самостоятельность. При его жизни окончательно это не удалось. Предыдущее руководство академии год назад получило документ от президента страны, поддерживающий создание отделения РАН в Петербурге.

Для петербуржцев вопрос ясный и очень важный. Но он понятен не для всех. В течение нескольких лет по этому поводу шла полемика, в том числе в академии. Звучало: зачем вам отделение? Если создавать в Петербурге, почему не в других местах? Мы отвечали, что в нашем городе двести членов академии, больше чем в Сибири, на Дальнем Востоке и на Урале, где есть отделения, много институтов, прекрасное наследие великих ученых.

Есть и особая причина. В 2024 году исполняется 300 лет Академии наук. Она была создана Петром Великим в Петербурге. Здесь возник особый академический стиль, который объединяет такие слова, как Кунсткамера, Пушкинский Дом, Азиатский музей (Институт восточных рукописей), здание академии, построенное Кваренги. Система Российской академии наук была создана в Петербурге.

Выдающийся идеолог и организатор науки Сергей Федорович Ольденбург сумел так построить отношения между академией и властью, что появилась советская Академия наук. Был создан уникальный институт, который очень много сделал для прорыва российской науки, экономики и всего остального. ­Накоплен потрясающий опыт, который обеспечил успех и репутацию академии. Репутацию, которую она теряет.

Все признают: академия в кризисе, из которого надо выходить. Один из путей — создание отделений, похожих на центр, существовавший в Петербурге. Здесь сформировались ДНК академии, которой мы гордимся, и уровень, который хотим вернуть. Долго считалось, Москва и Петербург — «двуглавый орел», живой организм. У них общий центр и административное управление, этого достаточно. Одна голова постепенно «отсохла». Живой связи, потока крови нет. Надо восстанавливать.

В Петербурге много людей науки, которых надо координировать, а им даже собраться негде для научных советов, заседаний. Знаменитое здание Академии наук существует как отдельное научное учреждение. Нет ощущения единого коллектива, продолжения петербургской традиции. Прорыв делается на стыке координации различных наук. Физика сочетается не только с биологией, но и с филологией, лингвистикой, искусствоведением, многим другим. Нужна централизованная база для взаимодействия наук между собой. Важно, чтобы и город ощущал присутствие академического сообщества. Петербург должен знать, что у него есть советник, эксперт, генератор фундаментальных идей, возможна экспертиза различных решений. Если этого нет, падает престиж академии. Престижа ленинградской, петербургской академической науки сейчас как будто не существует, потому что она не объединена.

Идея образования регионального отделения рождалась в спорах. Предстоит работа. Должно сформироваться некое объединение людей, которые будут участвовать в решении важнейших задач сегодняшней науки, используя достижения, которые есть. В Петербурге всегда было много гуманитарных достижений.

Гуманитарные науки — основа развития человечества в XXI веке. Объединение гуманитарных и фундаментальных наук может создать новую модель взаимоотношений людей в современном мире. Надо осмыслить многополярный мир с разными ценностями, диалогом культур. Заново осмыслить образ России и русской истории…

Много вопросов, которые не могут решить политики и не способен решить искусственный интеллект. Они должны решаться академической наукой.

У нашего города прекрасные достижения последнего времени. Здесь построено и начинает действовать новое здание архива Академии наук. Планируется реставрация Кунсткамеры, где будет музейно-исследовательский комплекс. Кунсткамера — хороший пример сочетания музея, гуманитарных знаний и исследований. Большие достижения у петербургских археологов, которые ведут раскопки от Рязани до Тувы. Есть новые исследования российской истории о Гражданской войне…

Для больших задач нужна концентрация научных сил в местах, где присутствуют исследователи. Координация гуманитарных, фундаментальных, вузовской наук. У каждой своя специфика, они объединяются. Все это предстоит показать на примере петербургского отделения, которому, как видно, суждено определять историю развития.

По ощущениям, Петербург может развивать академический код, который здесь заложен. В нашем городе есть примеры сближения наук из тех, что мне близки. Эрмитаж вместе с Европейским университетом создает школу искусств. Новая школа с новыми способами обучения, новыми подходами, ориентацией на современные музеи. Одна из главных вещей: в этой школе расширен интерес к научным исследованиям. Создаются лаборатории изучения человеческих генов, искусственного интеллекта. У каждой свои задачи. Учить там будут не только искусствоведы и музейщики, но и кибернетики, генетики, которые знают, что такое искусственный интеллект, генетические коды. Они будут проводить гуманитарные исследования. Одна из задач, которая в Петербурге может решаться, — сочетание наук и искусств.

Важная, тоже присущая Петербургу особенность — присутствие в разных местах. Я привык все строить по эрмитажным лекалам. Только что прошли Дни Эрмитажа в Иркутске. Во Владикавказе в рамках Дней Эрмитажа открылась выставка. Всегда это лекции, дарение книг. Предстоят Дни Эрмитажа в Омске, Грозном, Владивостоке, Находке, Казани. Все потому, что есть концентрация и отработанная схема присутствия Петербурга в разных точках страны.

Нельзя не упомянуть об археологических открытиях. Эрмитажная археологическая экспедиция в Крыму в этом сезоне нашла клад золотых монет времен Александра Македонского. В Туве эрмитажные археологи обнаружили захоронение начала скифской культуры, в нем золотые накладки, гривны. Сейчас время такое, что сразу спрашивают, что будет дальше? Приехали и забрали? Ничего мы не забираем. Крымские вещи переданы в Керченский музей. Они будут изучаться там, где их нашли, пополнят коллекцию музея, в какой‑то степени частично компенсируя временную потерю экспонатов, которые застряли в Амстердаме и никак не возвращаются.

Что касается тувинской находки, ее привезли к нам на реставрацию. Подписано соглашение, по которому Эрмитаж реставрирует и изучает эти вещи. Они принадлежат Туве и потом будут экспонироваться в замечательном музее, который там построен. И построен он был после находки скифского захоронения в кургане Аржан в 2001 году. Тогда вещи отреставрировали, но в Туве не было музея, где их можно хранить и показывать. Теперь есть музей потрясающий, с хорошей защитой.

Мир многополярный, мы на пороге новых открытий. Можно оглядываться назад и строить новые модели, которые будут способствовать концентрации и эффективности работы, распространению петербургского опыта в стране.

Петербург — некий проводник многополярности науки, основанной на особых петербургских традициях. Не всем нравится, когда мы о них говорим. Но ничего не поделать, традиции у всех свои, даже у математиков бывает разный стиль. Разнообразие красиво. Чтобы это стало эффективно работать и приносить пользу нации, предстоит большая работа.


#Пиотровский #Эрмитаж #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7264) от 28.09.2022 под заголовком «Академическая ДНК родом из Петербурга».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?