Михаил Пиотровский. Африка как новая реальность

Завтра в Петербурге открывается саммит Россия — Африка. Мы поворачиваемся к Африке, как и весь мир к ней поворачивается. Но не надо забывать, что в шагах, которые мы делаем, необходима деликатность. Существует много предрассудков, которые могут быть восприняты как оскорбление чувств. Это касается национальных традиций и африканского искусства.

Михаил Пиотровский. Африка как новая реальность |

В «Манеже» проходит выставка современного африканского искусства «Перевернутое сафари». В Русском музее — выставка «Африка в русском искусстве». Эрмитаж к саммиту открывает выставку африканской скульптуры. Она поднимает острую тему: красота, которую мы находим в вещах, не для нас созданных. Мы их воспринимаем как произведения искусства. Но африканская ритуальная скульптура, как и предметы религиозного быта других государств, создавалась не для музеев. В них духовное содержание. Почва довольно зыбкая. Мы начинаем дискуссию, которая должна быть деликатной.

Африка изменилась. Все наши прежние представления о ней, даже политические, устарели. Африка уже не экзотика, не несчастные колонии и не борцы с неоколониализмом. Это новая, очень непростая реальность. Внутри африканского континента разные государства с разными политическими, экономическими, религиозными переплетениями.

Эфиопия и Сомали — регион, связанный с Аравийским полу­островом. Занзибар и восточные территории — с Оманом. Нигерия — громадная мощная экономически мусульманская страна, лидер культурного возрождения, борьбы за возвращение национальных культурных ценностей. Эфиопия — опора христианства на территории Аравии. Она всегда была его защитником, эфиопские войска высаживались в Йемене, чтобы защитить христиан. В Коране упоминается знаменитый «поход слона», который был организован эфиопским наместником Йемена.

У африканских стран древняя история и есть сложности во взаимоотношениях с европейскими странами. Это связано с колониализмом и рабовладением. Все знают, что из Африки привозили рабов, их потомки живут в разных странах. Известно, что африканское население также участвовало в рабовладении как в качестве рабов, так и в качестве торговцев рабами. За рабовладение теперь все извиняются. На Западе делают фильмы о европейской жизни XVII – XVIII веков, где в роли знати снимают черных актеров. Якобы так было. Нам ничего подобного не надо. У нас был Абрам Петрович Ганнибал — черный русский генерал. В Россию он был привезен как раб. Ужасная вещь — рабовладение подарило нам Пушкина.

Поначалу считалось, что Ганнибал родом из Эфиопии, там стоят ему памятники. Потом Эритрея стала утверждать, что он из этих мест. В последнее время к спору присоединился Камерун. Разные исследователи, в том числе африканского происхождения, изучая документы, выяснили, что с определенной долей вероятности Ганнибал мог происходить из княжеского рода на территории нынешнего Камеруна.

Эфиопию и Йемен связывает такая романтическая фигура, как Артюр Рембо. Французский поэт писал потрясающие стихи, потом бросил это занятие, уехал в Йемен и занялся торговлей оружием. Он проложил маршрут в Африку, по которому прошло несколько замечательных русских людей.

Русский офицер Александр Булатович служил у Менелика II, совершал великие победы для эфиопов. Потом он уехал на Афон, стал иеромонахом. Примерно тем же африканским маршрутом прошел Николай Гумилев. Африка, которую мы представляем, ее образ, описание в нашей памяти от Гумилева. Он многое привез в Россию, даже арабские рукописи. В 2008 году коллеги из Кунсткамеры, изучая коллекции Гумилева, совершили путешествие его африканским маршрутом, снят фильм, вышли статьи и книги.

У нас есть другой великий человек, который прошел дорогами Эфиопии, — Николай Вавилов. Он собирал там для своей знаменитой коллекции редкостные образцы зерен, злаков. Коллекция находится в Петербурге, ее спасли в блокаду и даже поделились с Эфиопией, где многие виды злаков исчезли.

Российская наука африканис­тика связана с именем Дмит­рия Ольдерогге. Человек с европейским образованием, по происхож­дению из семьи царских и советских офицеров, смог сконцентрировать развитие российской африканистики, создал кафедру, отделение в Кунсткамере, направления изучения Черной Африки, которые и сейчас актуальны. В первую очередь — изучение языков.

Наши контакты с Африкой были связаны с политическими интересами, но одновременно они способствовали развитию российской науки и культуры.

Интересный сюжет — африканское традиционное искусство и его влияние на новое европейское искусство. Можно рассуж­дать о том, пытались ли европейцы понять его мистическую, религиозную сущность. Либо им просто нравились его формы, они их использовали для себя.

Началось все с Матисса, с картины «Синяя Венера», написанной под африканским влиянием. И в «Танце» Матисса заметно то же самое. Всем известно, что у Пикассо был розовый период, голубой… Перед кубистическим был негритянский — черный период. История известная. Под впечатлением от африканской скульптуры он делал вещи, из которых родился кубизм. Он искал форму, играл плоскостями, что характерно для африканской скульптуры. В эрмитажной коллекции знаменитые «Три женщины», «Танец с покрывалом», «Фермерша» Пикассо. При взгляде на них можно вспоминать африканскую скульптуру. В картине «Авиньонские девицы» воспроизведены лица скульптур. Правда, у самого Пикассо есть расхождения. Где‑то он говорит, что воспринимал мистический дух, заложенный в этих скульптурах. Они делались для религиозных ритуалов. Где‑то уверял, что ничего подобного не испытывал.

В популяризации африканского искусства есть российский вклад. Прежде всего он в коллекции Сергея Щукина. Он собирал африканские скульптуры. Мы их показывали на выставке.

Сразу после революции вышла книга искусствоведа Владимира Маркова «Искусство негров». Это была одна из первых работ изучения африканского искусства как художественной традиции, а не этнографии.

Африканское искусство нам предстоит узнавать, изучать и обсуждать. Современных африканских художников много, есть очень хорошие. Выставка в «Манеже» дает возможность увидеть, как художники смотрят на свои традиции, в какой мере эти традиции основа для их развития. Одновременно существует и так называемое аэропортное искусство. Скульптуры режут, чтобы продавать туристам в аэро­портах.

В Эрмитаже есть коллекция африканского искусства, мы ее собираем. Она выставлена в Главном штабе уже давно. Два года назад во время пандемии мы делали выставку «Маски Африки». Там были разного типа маски из эрмитажной коллекции и Кунсткамеры. Маска — стерео­тип восприятия африканского искусства. С одной стороны, это правильно, маски употребляются в ритуалах. Но с другой стороны, это сужает представление об африканском искусстве. Пришло время маски убрать и идти дальше. От этого в том числе зависит, насколько успешно мы справимся с общекультурной задачей развития связей с африканским континентом. Сегодня всему миру хочется развивать с ним отношения. Не только потому, что там богатые недра, но и потому, что это резервуар новой энергии для развития человечества.


#Пиотровский #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7465) от 26.07.2023 под заголовком «Африка как новая реальность».


Комментарии