Миг счастья между войнами

В Театральном музее открыта выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко». «Золотые двадцатые» не выходят из моды. Несмотря на то что минуло сто лет, множество людей любят эту эпоху страстно. Прежде всего за красоту. А еще - за бесшабашность, даже безбашенность.

Миг счастья между войнами | Эрте «Фаворитка-короля». ФОТО предоставлено пресс-службой Театрального музея

Эрте «Фаворитка-короля». ФОТО предоставлено пресс-службой Театрального музея

Двадцатые - короткий миг счастья между двумя мировыми войнами. Люди спешили жить, словно понимая в глубине души, что на завтра надеяться не стоит. Стиль ар-деко, который царил в эти годы, и сегодня очень популярен. Он достаточно современен, чтобы не казаться анахронизмом, при этом в нем есть обаяние прошлого.

Эрте - Роман Петрович Тыртов - художник, который считается идеальным воплощением этого стиля. Ровесник XX века, родившийся в Петербурге и совсем юным уехавший в Париж, прожил без малого сто лет. И он никогда не изменял ар-деко, сохраняя его, как раковина - жемчужину, а янтарь - мушку.

Летом прошлого года работы Эрте впервые показали в России: в Эрмитаже прошла большая выставка художника «Возвращение в Петербург». Год спустя, в начале осени, в Театральном музее открылась выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко».

Как говорят организаторы, это выставка-парафраз. Ее концепция повторяет выставку Эрте в Нью-Йорке в Метрополитен-музеуме 1967 года. По правилам, которых придерживался тогда музей, нельзя было делать персональную выставку ныне живущего художника. Но музею очень хотелось продемонстрировать те работы Эрте, которые он только что приобрел. Из положения выкрутились с гениальной простотой: дополнили его произведения работами других художников и назвали «Эрте и современники».

В Театральном музее сделали то же самое: графика и скульптура Эрте, предоставленные арт-холдингом Татьяны Никитиной, дополнены работами других художников из музейных фондов и частных коллекций. Это и великолепные эскизы Леона Бакста, выполненные к театральным постановкам, и плакаты Альфонса Мухи, и живопись латиноамериканского мастера Жореса Мачадо и петербургской художницы Беллы Матвеевой, и два вычурных стула итальянского дизайнера Карлы Толомео. В подборе «обрамления» к произведениям Эрте можно проследить логику. Бакст и Муха представляют модерн, стиль, который предшествовал ар-деко. Жорес Мачадо и Белла Матвеева, вышедшая когда-то из Новой академии Тимура Новикова с ее культом красоты, представляют своеобразное эхо ар-деко.

Скульптуры Эрте, представленные на выставке, в большинстве своем выполнены не им самим: это повторения, сделанные при его жизни. Они тиражировались, но тираж был ограничен 300 экземплярами.

- Это же пластик! - возмущался кто-то из посетителей, глядя на прелестных женщин-куколок Эрте, словно сгибающихся под тяжестью украшений. Но нет, это бронза, покрытая особой патиной и цветной эмалью.

Эрте начал делать свои статуэтки в 1960-е годы. И использовал технику «утраченного воска»: поначалу лепил скульптурки из воска, затем модель обмазывалась глиной, воск вытапливался, а на его место заливалась бронза. Впрочем, нарядам и украшениям он уделял больше внимания, чем лицам. Все его женщины похожи как две капли воды. Скорее, это куклы, манекены для демонстрации нарядов и драгоценностей. Изящные, тоненькие, длинноногие, почти без форм, они выглядят удивительно современно, соответствуя нынешнему идеалу красоты.

Выставка продлится до 7 октября. Окунитесь на мгновение в «золотые двадцатые», в прекрасный иллюзорный мир Эрте, в котором он, по его словам, не отражал реальность, а воплощал свои сны.

#Театральный музей #ар-деко #Эрте

Комментарии