Миг счастья между войнами
В Театральном музее открыта выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко». «Золотые двадцатые» не выходят из моды. Несмотря на то что минуло сто лет, множество людей любят эту эпоху страстно. Прежде всего за красоту. А еще - за бесшабашность, даже безбашенность.

Эрте «Фаворитка-короля». ФОТО предоставлено пресс-службой Театрального музея
Двадцатые - короткий миг счастья между двумя мировыми войнами. Люди спешили жить, словно понимая в глубине души, что на завтра надеяться не стоит. Стиль ар-деко, который царил в эти годы, и сегодня очень популярен. Он достаточно современен, чтобы не казаться анахронизмом, при этом в нем есть обаяние прошлого.
Эрте - Роман Петрович Тыртов - художник, который считается идеальным воплощением этого стиля. Ровесник XX века, родившийся в Петербурге и совсем юным уехавший в Париж, прожил без малого сто лет. И он никогда не изменял ар-деко, сохраняя его, как раковина - жемчужину, а янтарь - мушку.
Летом прошлого года работы Эрте впервые показали в России: в Эрмитаже прошла большая выставка художника «Возвращение в Петербург». Год спустя, в начале осени, в Театральном музее открылась выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко».
Как говорят организаторы, это выставка-парафраз. Ее концепция повторяет выставку Эрте в Нью-Йорке в Метрополитен-музеуме 1967 года. По правилам, которых придерживался тогда музей, нельзя было делать персональную выставку ныне живущего художника. Но музею очень хотелось продемонстрировать те работы Эрте, которые он только что приобрел. Из положения выкрутились с гениальной простотой: дополнили его произведения работами других художников и назвали «Эрте и современники».
В Театральном музее сделали то же самое: графика и скульптура Эрте, предоставленные арт-холдингом Татьяны Никитиной, дополнены работами других художников из музейных фондов и частных коллекций. Это и великолепные эскизы Леона Бакста, выполненные к театральным постановкам, и плакаты Альфонса Мухи, и живопись латиноамериканского мастера Жореса Мачадо и петербургской художницы Беллы Матвеевой, и два вычурных стула итальянского дизайнера Карлы Толомео. В подборе «обрамления» к произведениям Эрте можно проследить логику. Бакст и Муха представляют модерн, стиль, который предшествовал ар-деко. Жорес Мачадо и Белла Матвеева, вышедшая когда-то из Новой академии Тимура Новикова с ее культом красоты, представляют своеобразное эхо ар-деко.
Скульптуры Эрте, представленные на выставке, в большинстве своем выполнены не им самим: это повторения, сделанные при его жизни. Они тиражировались, но тираж был ограничен 300 экземплярами.
- Это же пластик! - возмущался кто-то из посетителей, глядя на прелестных женщин-куколок Эрте, словно сгибающихся под тяжестью украшений. Но нет, это бронза, покрытая особой патиной и цветной эмалью.
Эрте начал делать свои статуэтки в 1960-е годы. И использовал технику «утраченного воска»: поначалу лепил скульптурки из воска, затем модель обмазывалась глиной, воск вытапливался, а на его место заливалась бронза. Впрочем, нарядам и украшениям он уделял больше внимания, чем лицам. Все его женщины похожи как две капли воды. Скорее, это куклы, манекены для демонстрации нарядов и драгоценностей. Изящные, тоненькие, длинноногие, почти без форм, они выглядят удивительно современно, соответствуя нынешнему идеалу красоты.
Выставка продлится до 7 октября. Окунитесь на мгновение в «золотые двадцатые», в прекрасный иллюзорный мир Эрте, в котором он, по его словам, не отражал реальность, а воплощал свои сны.
Материалы рубрики
Театральный музей и маршрут «Старухи» впервые проведут Хармс-Елки
«Гробница пекаря» лишилась брата
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии