Между светом и тьмой

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Дух места: греческое искусство с 1930 года до наших дней». 147 произведений ста художников, показывают, как на протяжении почти ста лет складывались их отношения к традиции, идущей из античности, и как влиял на них бурный, богатый на художественные открытия и течения ХХ век.

Между светом и тьмой | Яннис Гайтис. «Одиссея сиринов». ФОТО АВТОРА

Яннис Гайтис. «Одиссея сиринов». ФОТО АВТОРА

Выставка стала основным петербургским событием перекрестного Года культуры Россия - Греция, в нее вошли произведения из собраний трех государственных музеев Афин и Салоник, а также из частных собраний.

За исключением Янниса Кунеллиса, живущего в Риме представителя «бедного искусства», имена греческих художников вряд ли известны даже продвинутому зрителю. По этой причине греческие кураторы разделили показ на три главы, которые называются: «Место и личность» - поколение 1930-х, вместе с традицией; «Место и разногласия» - поколение 1960-х, разрыв с ней; «Место и поиск» - молодые художники-кочевники, не только в пространстве, но и во времени.

Это разделение во многом условное. В каждой главе представлены авторы разных возрастов. Но такая конструкция позволяет увидеть, основные тенденции современного греческого искусства.

Эпиграфом выбрана картина «Греция трех миров» Фотиса Контоглу, выходца из Малой Азии. Он видит три мира в античности, наследии Византии и модернизме. В произведениях других авторов легко найти переклички с Пикассо, Матиссом, Магриттом и другими классическими модернистами. На этом фоне неожиданным выглядит реалистическое полотно Янниса Царухиса «Моряк на солнце. Париж».

Вторая глава начинается с холста Власиса Каниариса «Почет стенам Афин. 1941 - 19...». Это псевдограффити, посвященное оккупации страны нацистами. «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса напоминает о режиме «черных полковников», правивших страной 12 лет. Живописный «Фриз» Хрониса Ботсоглу состоит из 18 частей и смешивает сцены насилия и повседневность.

Финальный раздел - это попытка художников осознать постиндустриальную, постмодернистскую, медиальную эпоху. В аванзале собрана инсталляция Йоргоса Лаппаса, художник создает из черных металлических фигурок «всю историю и географию человечества». На другом полюсе - видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», 15-минутное видео о частной истории одного скромного работяги, который трудится на фабрике по производству кроличьих шапок. Она было показано в греческом павильоне на Венецианской биеннале 2015 года.

Между ними возвращение к живописи - «Этюд масленицы в Афинах» Илиаса Папаильякиса, традиционная фотография «Пляж. Туман» Йоргиса Йеролимбоса, экологическая фотография Паноса Коккиньяса «Аркадия» - античные руины на фоне дымящих заводских труб.

Наши симпатии отдаем «Между светом и тьмой» - черно-белым принтам Паноса Цагариса. Кадр за кадром абсолютно черное постепенно высветляется и доходит до полностью белого. В середине на нескольких кадрах четко видно слова «ХАОС».

Выставка работает по 9 января 2017 года. По воскресеньям на экспозиции проводятся детские экскурсии и образовательные лекции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5846) от 07.12.2016.


Комментарии