Между светом и тьмой

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Дух места: греческое искусство с 1930 года до наших дней». 147 произведений ста художников, показывают, как на протяжении почти ста лет складывались их отношения к традиции, идущей из античности, и как влиял на них бурный, богатый на художественные открытия и течения ХХ век.

Между светом и тьмой | Яннис Гайтис. «Одиссея сиринов». ФОТО АВТОРА

Яннис Гайтис. «Одиссея сиринов». ФОТО АВТОРА

Выставка стала основным петербургским событием перекрестного Года культуры Россия - Греция, в нее вошли произведения из собраний трех государственных музеев Афин и Салоник, а также из частных собраний.

За исключением Янниса Кунеллиса, живущего в Риме представителя «бедного искусства», имена греческих художников вряд ли известны даже продвинутому зрителю. По этой причине греческие кураторы разделили показ на три главы, которые называются: «Место и личность» - поколение 1930-х, вместе с традицией; «Место и разногласия» - поколение 1960-х, разрыв с ней; «Место и поиск» - молодые художники-кочевники, не только в пространстве, но и во времени.

Это разделение во многом условное. В каждой главе представлены авторы разных возрастов. Но такая конструкция позволяет увидеть, основные тенденции современного греческого искусства.

Эпиграфом выбрана картина «Греция трех миров» Фотиса Контоглу, выходца из Малой Азии. Он видит три мира в античности, наследии Византии и модернизме. В произведениях других авторов легко найти переклички с Пикассо, Матиссом, Магриттом и другими классическими модернистами. На этом фоне неожиданным выглядит реалистическое полотно Янниса Царухиса «Моряк на солнце. Париж».

Вторая глава начинается с холста Власиса Каниариса «Почет стенам Афин. 1941 - 19...». Это псевдограффити, посвященное оккупации страны нацистами. «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса напоминает о режиме «черных полковников», правивших страной 12 лет. Живописный «Фриз» Хрониса Ботсоглу состоит из 18 частей и смешивает сцены насилия и повседневность.

Финальный раздел - это попытка художников осознать постиндустриальную, постмодернистскую, медиальную эпоху. В аванзале собрана инсталляция Йоргоса Лаппаса, художник создает из черных металлических фигурок «всю историю и географию человечества». На другом полюсе - видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», 15-минутное видео о частной истории одного скромного работяги, который трудится на фабрике по производству кроличьих шапок. Она было показано в греческом павильоне на Венецианской биеннале 2015 года.

Между ними возвращение к живописи - «Этюд масленицы в Афинах» Илиаса Папаильякиса, традиционная фотография «Пляж. Туман» Йоргиса Йеролимбоса, экологическая фотография Паноса Коккиньяса «Аркадия» - античные руины на фоне дымящих заводских труб.

Наши симпатии отдаем «Между светом и тьмой» - черно-белым принтам Паноса Цагариса. Кадр за кадром абсолютно черное постепенно высветляется и доходит до полностью белого. В середине на нескольких кадрах четко видно слова «ХАОС».

Выставка работает по 9 января 2017 года. По воскресеньям на экспозиции проводятся детские экскурсии и образовательные лекции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5846) от 07.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?