Между собакой и волком. Премьера мюзикла «Белый Клык» состоялась в Петербурге

В «Зазеркалье» состоялась премьера мюзикла «Белый Клык» композитора Анастасии Беспаловой по мотивам повести Джека Лондона в постановке Ольги Фурман.

Между собакой и волком. Премьера мюзикла «Белый Клык» состоялась в Петербурге | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

Не успели мюзикломаны опомниться после путешествия на Чукотку в премьере «Девчонки на миллион» в Театре музыкальной комедии, как их вновь отправили в снега и льды, на сей раз на Аляске - к событиям повести автора «Мартина Идена» и «Зова предков». Даже призывный вольно дышащий вступительный мотив трубы образовал неожиданную смысловую арку с легкомысленной «Девчонкой», словно композиторы двух спектаклей сговорились подать друг другу сигналы о покорении своих северных точек. Это уже тянет на тенденцию - предлагать театральной публике побывать на неосвоенных территориях, романтически помечтать о возможностях новой жизни, которую нужно создавать с чистого листа.

В театре «Зазеркалье» занавеса нет, а потому зритель уже до начала «первых кадров» увидел декорацию спектакля, настраиваясь на соответствующий приключенческий лад. «Белый Клык» открыл взору изящное нагромождение льдин, напомнившее мультик «Умка» о белом медвежонке. Художником-постановщиком выступил человек, видавший северные виды, - Начын Шалык, народный художник Республики Тыва. А сам спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». К проекту подошли неформально и в отличие от «Девчонки на миллион», где хотелось подольше послушать горловое пение и прочие этнические фокусы, здесь композитор предложил целый ряд фольклорно ориентированных мелодий. Прозвучали песня алеутских девушек и даже сцена шаманского ритуала, не нарушив мюзиклового формата, добавив ему оригинальности.

Елена Терновая в далеко не женственной роли шаманки Клу-Куч вновь восхитила артистическим бесстрашием, масштабом своих драматических и вокальных способностей. Она так страстно входила в состояние транса, что казалось, и в самом деле вызовет каких-нибудь духов. С первых же звуков оркестра не осталось сомнений, что перед нами - чистой воды мюзикл. Чуткий стилист, Анастасия Беспалова с головой окунулась в стихию хорошо знакомых жанровых интонаций, ни на секунду не забывая, впрочем, о симфонический детализации и красоте тембров в оркестре.

«Постой, малыш, куда спешишь? Еще не время!» - завыла, то есть запела, мать Кичи (Мария Мукупа), вызвав ассоциации с «Королем Львом». Азарт композитора подкреплялся зоологическими мотивами - необходимостью написать партии для собак разной степени дикости. Одной из предыдущих работ Беспаловой в «Зазеркалье» был фолк-мюзикл «Хаврошечка», так что с миром домашних животных знакомство у нее состоялось давно и успешно. Настал черед животных диких, хотя, как мы знаем, проблема главного героя повести Лондона и заключалась в его «нечистом» происхождении - от собаки и волка. На этом и была выстроена главная драматургическая интрига спектакля.

Волчонок приходит в мир с матерью: Ольга Красных и Мария Мукупа представили образцово-показательное вживание в образ животных, завывая, выгибая спины, бегая и прыгая на четырех конечностях. Вой, каким завершались фразы мамы и сына, и вовсе был вписан в вокальную строчку. Все артисты, изображавшие зверей, прошли, судя по всему, такой отличный тренинг, что ни на секунду не выползали из сросшихся с ними звериных образов. Хотя иногда эти волчье-собачьи повадки и вызывали желание крикнуть: «Хватит собачиться, можно уже как-то и по-человечески?». А уж когда повзрослевший Клык начал часто упоминать бога, которого увидел в своем хозяине - благородном инженере с приисков Уидоне Скотте (Сергей Ермолаев), подумалось не о тексте Лондона, а о силе идеологии, готовой и собаке внушить основы религиозной культуры.

Известно, что все дети проходят фазу воспитания через «социализацию» в мире заек, мишек, птичек и рыбок. В данном случае - собак. «Зазеркалье» ведь сохраняет марку театра для семейного просмотра. Впрочем, с морализаторством в спектакле не переборщили, в меру прописав, к примеру, тему пагубности алкоголя, показав спивающегося индейца по прозвищу Серый Бобр, продавшего злодею Красавчику Смитту за огненную воду даже свой амулет - Белого Клыка. Законы стаи жестоки: если ты не соответствуешь им, тебя могут растерзать. О своих бандитских намерениях не замедлил заявить злобный пес Лип-Лип, главарь собачьей стаи, как только щенок собаки-волка был взят человеком в свое жилище. Вся дальнейшая жизнь волчонка-героя - доказательство права на свое место под суровым северным солнцем.

Жаль было расставаться с очаровательной Ольгой Красных, отважно исполнявшей роль Волчонка. Ведь лишь вспомнив себя безбашенным, жадным до жизни щенком, Белый Клык встал на ноги после опасного ранения в финале мюзикла, защитив хозяина от выстрела: «Я жив, я выжил, на волю вышел». Пришедший Ольге Красных на смену Кирилл Павлов - подросший Белый Клык тоже увлек своим артистическим и вокальным азартом, открыв линию Клыка-подростка, готового биться с псами во имя своей правды.

В спектакле было несколько боевых сцен, где молодые артисты демонстрировали неплохую физподготовку. В номере Белого Клыка «Я стал убийцей» мюзикл испытал свой жанровый триумф, купаясь в ударных ритмах и хищных интонациях. А в сцене последнего боя Белого Клыка с Белым бульдогом зрителей позабавил натуралистический костюм бульдога-убийцы с его округлыми окорочками и бульдожьими складками: персонаж был похож на гигантскую игрушку из детского магазина.

После злого бога в лице Красавчика, острохарактерно исполненного Денисом Колесниковым, Сергей Ермолаев в роли бога доброго - Уидона Скотта - показался идеальным актером. Он обеспечил своему персонажу набор выразительных средств, главным из которых была мягкая воспитывающая и понимающая отцовская интонация.

В отношениях Скотта и Клыка звучала и тема верности. Своим тембром Сергей Ермолаев очень напоминал положительных героев советской эстрады. В таких надежных руках у Белого Клыка уже не оставалось выбора: ему предстояло стать хорошим... человеком.

Читайте также про мюзикл о вампирах и ворах.

#мюзикл #Зазеркалье #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6416) от 08.04.2019 под заголовком «Между собакой и волком».


Комментарии