Либ и Лист. В Эрмитаже открылась выставка работ Михая Мункачи

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. 

Либ и Лист. В Эрмитаже открылась выставка работ Михая Мункачи | Фото Александра Дроздова

Фото Александра Дроздова

Ретроспектива объединила больше полусотни произведений мастера.

Поражает разнообразие картин, разместившихся в Николаевском зале. Кажется невероятным, что они написаны одним и тем же автором: от сюжетов из жизни бедных венгерских крестьян до салонных сцен, иллюстрирующих беззаботную жизнь городских буржуа.

У этого мастера особое место в истории искусства. Репин называл его великолепным колористом, Стасов отмечал «беспощадный реализм». Для соотечественников это художник, оказавший влияние на формирование национальной школы живописи. Ему были доступны разные направления и жанры - от торжественной монументальности библейских полотен до наполненных светом пейзажей, от пронзительной реалистичности портретов до сияющих светом натюрмортов.

Мункачи получил славу при жизни. Многие исследователи полагали, что одной из причин интереса к художнику стала неординарная биография, в которой соседствовали головокружительные взлеты и отчаянные падения, унизительная бедность и ослепительная роскошь, глубокое одиночество и бурная светская жизнь...

Его подлинная фамилия Либ. Псевдоним он взял по имени города Мункач, в котором родился, в то время входившего в состав Венгерского королевства (современное название Мукачево, Украина). Рано осиротевший мальчик воспитывался в семье дяди. Тот отдал одиннадцатилетнего племянника учиться на столяра. Слабый организм не выдержал тяжелой работы, пришлось вернуться домой.

Во время болезни Михай занялся изготовлением копий с гравюр. Дядя разрешил племяннику брать уроки у местного учителя рисования, познакомил с художником Элеком Самоши. Получивший академическое образование наставник преподавал Мункачи не только основы рисунка и живописи, но и литературу, историю, мифологию. По его же рекомендации в 1863 году Михай отправился в Будапешт, где обрел нового покровителя в лице руководителя картинной галереи Национального музея Антала Лигети и получил работу. Первым профессиональным опытом стали рисунки сцен крестьянской жизни, публиковавшиеся в газетах.

Через два года Мункачи поступил в Академию изобразительных искусств в Вене. Но спустя полгода не смог оплачивать обучение. Антала Лигети помог ему поступить в Мюнхенскую академию. Образование Мункачи продолжил в Дюссельдорфе, где занимался у мастера многофигурных композиций и пейзажа Людвига Кнауса.

Новые покровители - барон де Марш и его супруга баронесса Сесиль Папье пригласили молодого художника в Париж, нашли для него студию, помогли устроиться. Это позволило ему выйти из тяжелого состояния неуверенности в своем таланте вплоть до попытки самоубийства.

Сильное впечатление на Мункачи произвели французские художники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, с которыми он познакомился в Париже. Влияние на него оказала и барбизонская школа, где он создал реалистические пейзажи «Цыгане на опушке леса», «Женщина, несущая хворост».

В 1870 году на Парижском салоне была представлена картина Мункачи «Камера смертника, или Последний день осужденного». Она принесла художнику золотую медаль и популярность.

После кончины барона де Марша Мункачи женился на его вдове. Брак кардинально изменил жизнь художника: роскошный особняк в Париже, светские приемы, загородная резиденция с красивым парком для отдыха... Новый образ жизни отразился и в творчестве.

В салонных сценах на полотне дорогие интерьеры, цветы, красивые женщины за чтением или музицированием, хорошенькие детки и милые домашние питомцы. «Читающая», «Первые гости», «День рождения отца», «Воришка сладкого»... Эти картины по высоким ценам покупали коллекционеры Европы и Америки.

Одним из любимейших жанров художника был портрет. Он создал несколько элегантных портретов жены. Среди лучших работ, представленных на выставке, «Портрет Ференца Листа». Композитор посетил организованный мадам Мункачи торжественный прием и дал концерт. Тогда художник и написал последний прижизненный портрет Листа, ушедшего из жизни летом того же года.

Мункачи интересовали и другие темы. Он написал картину «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай», за которую был награжден орденом Железной короны и получил от императора Франца Иосифа дворянскую грамоту. На выставке в Париже жюри наградило эту работу золотой медалью.

В Николаевском зале можно увидеть и самые грандиозные творения художника. Это многофигурные композиции «Христос перед Пилатом» и «Голгофа». Одним из проектов последних лет жизни мастера стал заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее Вены. На выставке демонстрируется созданный к нему эскиз в цвете «Апофеоз Ренессанса».

Михай Мункачи умер в психиатрической больнице. За сравнительно недолгую жизнь он многое успел сделать.

Выставка организована Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств, Венгерской национальной галереей и коллекционером Имре Паком (Нью-Йорк).

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Между роскошью и нищетой».

#Эрмитаж #выставка #Венгрия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.


Комментарии