Либ и Лист. В Эрмитаже открылась выставка работ Михая Мункачи

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка самого знаменитого венгерского художника XIX столетия. 

Либ и Лист. В Эрмитаже открылась выставка работ Михая Мункачи | Фото Александра Дроздова

Фото Александра Дроздова

Ретроспектива объединила больше полусотни произведений мастера.

Поражает разнообразие картин, разместившихся в Николаевском зале. Кажется невероятным, что они написаны одним и тем же автором: от сюжетов из жизни бедных венгерских крестьян до салонных сцен, иллюстрирующих беззаботную жизнь городских буржуа.

У этого мастера особое место в истории искусства. Репин называл его великолепным колористом, Стасов отмечал «беспощадный реализм». Для соотечественников это художник, оказавший влияние на формирование национальной школы живописи. Ему были доступны разные направления и жанры - от торжественной монументальности библейских полотен до наполненных светом пейзажей, от пронзительной реалистичности портретов до сияющих светом натюрмортов.

Мункачи получил славу при жизни. Многие исследователи полагали, что одной из причин интереса к художнику стала неординарная биография, в которой соседствовали головокружительные взлеты и отчаянные падения, унизительная бедность и ослепительная роскошь, глубокое одиночество и бурная светская жизнь...

Его подлинная фамилия Либ. Псевдоним он взял по имени города Мункач, в котором родился, в то время входившего в состав Венгерского королевства (современное название Мукачево, Украина). Рано осиротевший мальчик воспитывался в семье дяди. Тот отдал одиннадцатилетнего племянника учиться на столяра. Слабый организм не выдержал тяжелой работы, пришлось вернуться домой.

Во время болезни Михай занялся изготовлением копий с гравюр. Дядя разрешил племяннику брать уроки у местного учителя рисования, познакомил с художником Элеком Самоши. Получивший академическое образование наставник преподавал Мункачи не только основы рисунка и живописи, но и литературу, историю, мифологию. По его же рекомендации в 1863 году Михай отправился в Будапешт, где обрел нового покровителя в лице руководителя картинной галереи Национального музея Антала Лигети и получил работу. Первым профессиональным опытом стали рисунки сцен крестьянской жизни, публиковавшиеся в газетах.

Через два года Мункачи поступил в Академию изобразительных искусств в Вене. Но спустя полгода не смог оплачивать обучение. Антала Лигети помог ему поступить в Мюнхенскую академию. Образование Мункачи продолжил в Дюссельдорфе, где занимался у мастера многофигурных композиций и пейзажа Людвига Кнауса.

Новые покровители - барон де Марш и его супруга баронесса Сесиль Папье пригласили молодого художника в Париж, нашли для него студию, помогли устроиться. Это позволило ему выйти из тяжелого состояния неуверенности в своем таланте вплоть до попытки самоубийства.

Сильное впечатление на Мункачи произвели французские художники Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, с которыми он познакомился в Париже. Влияние на него оказала и барбизонская школа, где он создал реалистические пейзажи «Цыгане на опушке леса», «Женщина, несущая хворост».

В 1870 году на Парижском салоне была представлена картина Мункачи «Камера смертника, или Последний день осужденного». Она принесла художнику золотую медаль и популярность.

После кончины барона де Марша Мункачи женился на его вдове. Брак кардинально изменил жизнь художника: роскошный особняк в Париже, светские приемы, загородная резиденция с красивым парком для отдыха... Новый образ жизни отразился и в творчестве.

В салонных сценах на полотне дорогие интерьеры, цветы, красивые женщины за чтением или музицированием, хорошенькие детки и милые домашние питомцы. «Читающая», «Первые гости», «День рождения отца», «Воришка сладкого»... Эти картины по высоким ценам покупали коллекционеры Европы и Америки.

Одним из любимейших жанров художника был портрет. Он создал несколько элегантных портретов жены. Среди лучших работ, представленных на выставке, «Портрет Ференца Листа». Композитор посетил организованный мадам Мункачи торжественный прием и дал концерт. Тогда художник и написал последний прижизненный портрет Листа, ушедшего из жизни летом того же года.

Мункачи интересовали и другие темы. Он написал картину «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай», за которую был награжден орденом Железной короны и получил от императора Франца Иосифа дворянскую грамоту. На выставке в Париже жюри наградило эту работу золотой медалью.

В Николаевском зале можно увидеть и самые грандиозные творения художника. Это многофигурные композиции «Христос перед Пилатом» и «Голгофа». Одним из проектов последних лет жизни мастера стал заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее Вены. На выставке демонстрируется созданный к нему эскиз в цвете «Апофеоз Ренессанса».

Михай Мункачи умер в психиатрической больнице. За сравнительно недолгую жизнь он многое успел сделать.

Выставка организована Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств, Венгерской национальной галереей и коллекционером Имре Паком (Нью-Йорк).

Материал был опубликован в газете под № 081 (6190) от 10.05.2018 под заголовком «Между роскошью и нищетой».

#Эрмитаж #выставка #Венгрия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6190) от 10.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.