Между небом и землёй. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения художника и мыслителя Николая Рериха

Николай Константинович оставил огромное творческое наследие — свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений…

Между небом и землёй. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения художника и мыслителя Николая Рериха | «Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

«Книга жизни». 1939 год (фрагмент)./ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Василеостровец

Художник родился в Петербурге, на Васильевском острове. Его родной дом находится на углу Университетской набережной и 6‑й линии. Неподалеку — Андреевский собор, или собор Святого Апостола Андрея Первозванного, памятник архитектуры XVIII века. Именно тут крестили Рериха. В 9‑летнем возрасте Коля поступил в гимназию Карла Мая. Девиз гимназии гласил: «Сначала любить — потом учить».

Совсем рядом — Академия художеств, цитадель русского искусства. Рерих окончил Петербургский университет, а параллельно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у Архипа Куинджи, которого называл «учителем с большой буквы».

На 18‑й линии В. О., в бывшем доме Михаила Боткина, расположен Музей-институт семьи Рерихов. В основе коллекции музея — наследие Людмилы Митусовой, племянницы Елены Рерих. Она передала в дар несколько тысяч бесценных экспонатов. В их числе — картины, рукописи, личные вещи, фотографии. Эти предметы до сих пор составляют основу музейной коллекции. Сейчас фонд насчитывает более 15 тысяч экспонатов.

Запредельные дали

Мистическая тайна окутывает картины Николая Рериха, будь это монументальный «Богатырский фриз» или космические пейзажи Тибета и Гималаев. В древнерусском цикле Рериха нет слащавости, сусальности, умиления перед стариной. Древние идолы, которым поклонялись наши предки, языческие капища, бесконечные битвы… В картине «Зловещие» изображены черные вороны, сбившиеся вместе на берегу и смотрящие на холодную реку. Рериховские вороны — родня блоковской птице Гамаюн, чьи запекшиеся кровью уста вещают о грядущих бедах, множестве жертв.

Всю свою жизнь Николай Рерих прикасался к тонким мирам, пытался прорваться в потустороннее и, подобно Фаусту, страстно желал постичь тайны мироздания. В молодости, живя в Петербурге, он даже устраивал спиритические сеансы, где вызывали души умерших, занимались «автоматическим письмом».

Позднее, когда после революции художник оказался отрезанным от родины, он стал изучать восточные духовные практики, самосовершенствовался. Рерих предпринимал многочисленные экспедиции в Индию, где общался с йогами, в Тибет, где искал Шамбалу — мифическую страну, упоминаемую в древних текстах. Даже названия картин этого периода звучат символически, почти как мантры: «Недра (Ниже, чем глубины)», «Твердыня стен», «Мощь пещер», «Тибет. Горящая вершина», «Помни!».

Важнейшей в творчестве Николая Рериха была тема космичности. Он всю свою жизнь словно обитал между небом и землей. И если поначалу земля притягивала его к себе, то потом он устремился в такие запредельные дали, куда большинству из нас вход заказан. Может быть, по этой причине его картины порой кажутся холодными, герметичными. С них словно смотрит на нас космос — таинственный, беспредельный и совершенно безразличный к земным проблемам.

Провал, ставший триумфом

Рерих вошел в историю искусства и как талантливый театральный художник. Почти сорок лет он работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок по всему миру. Рерих участвовал и в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Ему и другим художникам объединения «Мир искусства» — Александру Бенуа, Леону Баксту, Александру Головину — антреприза Дягилева во многом обязана своим грандиозным успехом.

Именно Рерих был создателем декораций и костюмов (а также либретто) ныне столь знаменитого балета Игоря Стравинского — Вацлава Нижинского «Весна священная» (1913). В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды в воображении моем… возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой «Весны священной». …Это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе».

Премьера состоялась в Париже в театре Елисейских Полей 29 мая 1913 года. Был грандиозный скандал. Но впоследствии стало ясно, что «Весна» произвела революцию в искусстве балета. В 2003 году в Мариинском театре реконструировали балет. Были воссозданы и костюмы.

Кредо художника

Рерих считал, что именно искусство способно объединить человечество: «Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много вещей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех… Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…».

15 апреля 1935 года состоялось официальное подписание Пакта Рериха — Международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников. Это первый в истории международный договор, призванный обеспечить сохранение культурных ценностей во время военных действий и в мирное время.

Гуманистический Пакт Рериха напоминает человечеству о том, что искусство, которое, согласно древнему изречению, вечно, на самом деле очень хрупко и нуждается в защите.

К юбилею

9 октября в 16.00 в литературно-музыкальной гостиной Музея-­института семьи Рерихов состоится концерт, посвященный 150‑летию со дня рождения Николая Рериха (6+). В программе — шедевры музыки для контрабаса. Прозвучат произведения Моцарта, Боттезини, Рахманинова и Шостаковича.

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» на Мойке, 100, открылась выставка «Вселенная мастера» (12+). Здесь представлено 174 фотографии из архива Рериха, а также репродукции его картин. Выставка будет работать до 21 октября.

В музее-усадьбе Рериха «Извара» в Ленинградской области открыта выставка «Николай Рерих в кругу петербургских художников 1910‑х годов» (12+). Представлены работы Александра Бенуа, Ивана Билибина, Константина Сомова, Анны Остроумовой-Лебедевой. Выставка открыта до 16 декабря.

9 октября в городе Волосово пройдет демонстрация трехмерной графики — 3D-проекции, отражающей этапы жизни и творчества Рериха «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» (6+). Запланировано три сеанса: в 19.00, 19.30 и 20.00. Трансляция будет проходить на фасаде Детской школы искусств имени Рериха.

И, конечно, с нетерпением ждем открытия большой выставки «Твердыня пламенная» в Эрмитаже, намеченного на 20 ноября (12+). 

Читайте также:

Открылась выставка Максима Трубачева «Мир пленэра: заповедники и архитектура Ленинградской области»

«Две родины в сердце моём…» Блокада Ленинграда глазами испанского художника


#художник #Рерих #мероприятия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Между небом и землей».


Комментарии