Между чувством и технологиями: в «Манеже» открылась выставка об эволюции фотографии

Как уже сообщала наша газета, в выставочном зале «Манеж» развернута экспозиция «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта» (12+).

Между чувством и технологиями: в «Манеже» открылась выставка об эволюции фотографии | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Что здесь представлено? Почти два века истории фотографии в снимках — наглядно, подробно, без лишних слов. 600 произведений из собрания центра визуальной культуры Bèton — исключительно авторские отпечатки (одни показывают публике впервые, другие давно и широко известны). 178 мастеров — начиная с Луи Дагера, Карла Буллы и других основоположников и заканчивая теми, кто творит прямо сейчас.

Выставка в «Манеже» позволяет посетителям проследить за тем, как менялось фотоискусство, совершенствуя свои технические и выразительные средства. И за тем, как оно откликалось на творческие поиски мастеров современного ему искусства изобразительного. Заодно можно вспомнить основные вехи истории ХХ столетия, посмотреть на лица великих ученых, музыкантов, художников…

Впрочем, сделать все это за один раз вряд ли получится — слишком велик объем информации. Тем более что в отличие от предыдущих выставочных проектов этот оформлен весьма лаконично. Тут нет эффектных инсталляций, четкого разделения на части, развернутых аннотаций. Экспозиция выстроена по хронологии, одно десятилетие плавно перетекает в другое.

На первом этаже по центру — словно бы разобранный на листы альбом по истории фотографии (белые стенды — как страницы). На почетном месте — тройной авторский дагеротип, подаренный Луи Дагером императору Николаю I в 1839 году.

Довольно забавно выглядят мос­ковские улицы и храмы на отпечатках, раскрашенных акварелью. Архитектурные ансамбли, запечатленные на них, кажутся игрушечными.

Конечно, есть и портреты представителей высшего общества, знаменитостей. В том числе Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Ильи Репина, Максима Горького… Тут же пейзажи, жанровые сценки — фотография охватывает все больше тем. И вот уже посетитель рассматривает репортажи с заводов, спортивных парадов, фронтов Второй мировой…

Среди самых ярких авторов, чьи снимки доносят до нас саму суть своего времени, — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей. Их работы и сегодня могут служить примером для подражания. Их умение заострить образ с помощью четкого ритма, геометрии линий, внезапного ракурса мало кого оставит равнодушным.

Что дальше? Справа и слева от основного пространства — две галереи. В них — творения мастеров второй половины ХХ века. Времени, когда фотография не просто раздвинула — снесла все границы. Стала абсолютно самостоятельным видом искусства, использующим и технические, и выразительные средства максимально бесстрашно. Времени, когда фотографией занялись профессиональные художники — живописцы, графики, создатели арт-объектов.

Тут можно увидеть вариации Бориса Орлова на темы, заданные творчеством Рене Магритта, и натюрморты Франциско Инфанте-­Араны из серии «Супрематические игры», дерзкие эксперименты Александра Чежина из цикла «Пространство Эшера» и «Русские сказки» Ольги Тобрелутс. Тут есть части инсталляции «Мир», которую Сергей Бугаев (Африка) создал для Русского павильона Венецианской биеннале 1999 года, и композиции Тимура Новикова, объединенные общим названием «Забытые тайны времени», многосмысленные и поэтичные натюрморты Бориса Смелова, многое другое.

Второй этаж начинается с Влада Мамышева-Монро — листов из альбома «Любовь Орлова. Счастливая любовь», где художник преображается в диву советского кино. Он же предлагает визуальные ответы на вечные «русские вопросы» — «За что?» и «Какие карты?» (это не про географию, а про игру и Пиковую даму).

Далее — вызывающие яркие творения современных авторов, существующие на стыке фотографии и цифрового искусства. Здесь уже новые технологии заявляют о себе без лишней скромности.

Экспозиция в «Манеже» не просто путешествие по страницам визуальной истории — это приглашение задуматься: как мы видим и как мы хотим быть увиденными в будущем.

Читайте также:

В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Дом занимательной науки»

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта»


#выставка #культура #Манеж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7956) от 25.07.2025 под заголовком «Между чувством и технологиями».


Комментарии