Фестиваль «Мастерская Спивака» завершился в Петербурге
В Молодежном театре на Фонтанке прошел фестиваль «Мастерская Спивака».
Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
Настоящий театр построить довольно просто. Примерно так же, как вырастить идеальный газон, который, как известно, надо постоянно подстригать в течение ста лет. Именно так поступают ведущие мастера российского репертуарного театра. Хотя нельзя сказать, что у всех одинаково хорошо получается.
У народного артиста России профессора Семена Спивака - получилось. Это знают все поклонники Молодежного театра на Фонтанке, который он возглавляет уже тридцать лет. Оригинальный репертуар, яркая молодая труппа, две сцены, постоянные аншлаги - какие еще нужны доказательства? Но театр решил «показать товар лицом» и устроил фестиваль, посвященный 25-летию создания в Российском институте сценических искусств актерско-режиссерской мастерской С. Я. Спивака.
Выпускные спектакли студентов, которых учил и до сих пор учит мастер, постоянно присутствуют в афише. Герои «Криков из Одессы» возмужали, превратившись из пылких биндюжников в зрелых и мудрых ребе, какими, собственно, и видел их Бабель. Персонажи «АБАНАМАТА» наконец доросли до понимания эпохи и людей, среди которых жил Сергей Довлатов. Еще не вполне оторвались от студенческой скамьи артисты, фантазирующие на темы «Гамлета», но они ведь замахнулись на «Вильяма нашего Шекспира».
Завершился фестиваль на Большой сцене Молодежного театра, куда с трудом вместились все четыре выпуска мастерской. Перелистывая страницы воспоминаний, актеры и режиссеры не только ностальгировали и благодарили любимых педагогов. Капустник был задуман в стиле рок-н-ролла (любимые ритмы Спивака, который в финале подтвердил свою репутацию отчаянного стиляги), что позволяло использовать все жанры, кроме скучного.
Особенно лихо упражнялись вчерашние студенты в пародиях на мастера. Как видно, они досконально изучили его манеру думать, жестикулировать, говорить, репетировать. «Метод Спивака» был представлен, что называется, крупным планом. Раскрывая секреты работы режиссера, Роман Агеев вспомнил, что репетиция двухминутного диалога Рогожина и князя Мышкина однажды затянулась на четыре с лишним часа, а премьера «Идиота» и вовсе состоялась пятнадцать лет спустя. Нам поведали и о других особенностях творческого почерка мастера. Это было так смешно и узнаваемо, что публика падала с кресел от хохота.
Громче и заразительнее всех смеялись актеры Молодежного театра, формально не считающиеся учениками Спивака. Им-то манера режиссера известна, как никому. Веселился и сам Семен Яковлевич. Ему жанр пародии вовсе не чужд. Еще в студенческие годы он прославился созданием институтской газеты «Не верю!», где публиковались невероятные истории из жизни признанных авторитетов - от Станиславского и Товстоногова до Коха и Кацмана. Продолжая эту линию, могу и я кое-что рассказать о режиссере. Однажды Спивак, приглашенный дать мастер-класс в Париже, зашел в галерею Лафайет, чтобы купить кепку. А там Жерар Депардье торгует фуа-гра собственного производства. «Класс!» - сказал Спивак. «Мастер!» - ответил Депардье...
Хотели этого в Молодежном театре или нет, но разоблачение фокуса состоялось: теперь мы знаем, как построить хороший театр. Нужны простые ингредиенты: талант, труд, терпение, юмор и немного везения. А чтобы получилось уж наверняка, театр надо создавать вместе со своими учениками.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Метод Спивака крупным планом».
Комментарии