Место встречи у Ахматовой

Выставка «Ленинградская литография. Место встречи» открылась в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. На примере частной, на первый взгляд, истории она рассказывает о тесной связи времен, единстве культурного пространства, необходимости человеческих контактов.

Место встречи у Ахматовой | Александра Якобсон. «Виргиния». Предоставлено Музеем Ахматовой

Александра Якобсон. «Виргиния». Предоставлено Музеем Ахматовой

Весной 1961 года, когда весь мир говорил о первом космическом полете Юрия Гагарина, в Лондоне открылась выставка «Литографии 27 советских художников». Крупнейшая английская газета «Таймс» проиллюстрировала статью о выставке «Портретом Н. В. Гоголя» Герты Неменовой. Эта легендарная художница, в 1929 - 1930-м - ученица Фернана Леже, в начале 1980-х годов благословившая Тимура Новикова, часто бывала в Фонтанном доме, ее высоко оценила Ахматова.

Все 27 советских художников жили в нашем городе и работали в знаменитой ЛЭЛМ - Ленинградской экспериментальной литографской мастерской, которая располагалась тогда в подвале ЛОСХа на набережной реки Мойки, 83. Эта мастерская была создана в 1933 году и постепенно собрала художников, которые не хотели работать в прокрустовом ложе «единственно верного учения» - социалистического реализма.

В 1960 году во времена расцвета хрущевской оттепели в Ленинград приехал американский галерист Эрик Эсторик. С подачи Рудольфа Майера, главного редактора дрезденского издательства «Искусство», он оказался гостем обитателей подвала на Мойке. И приобрел более 100 листов Анатолия Каплана, Бориса Ермолаева, Александра Ведерникова и других художников.

Через год Эсторик выставил эти литографии в своей лондонской галерее. В предисловии к каталогу он сказал: «Нет никаких постоянных путей и нет постоянных связей, нет укоренившихся моделей поведения. Мы должны сами найти этот путь, и искусство - лучший тому помощник».

В том же году выставка была показана в Нью-Йорке, вскоре Эсторик подарил Музею современного искусства (МоМА) 34 листа пяти художников, и ровно 55 лет назад, в октябре 1962 года, они были показаны на выставке «Европейская печатная графика. Новые поступления». Тех, кто интересуется подробностями, отсылаем на сайт МоМА, где воспроизведена машинопись с полным списком произведений.

Нынешняя петербургская выставка готовилась несколько лет международной командой во главе с петербургским коллекционером Николаем Кононихиным. На ней представлены около 100 произведений, которые созданы в разные годы всеми участниками «лондонского проекта». Литографии принадлежат Музею Ахматовой и частным коллекционерам. Несколько листов относятся к тем же тиражам, что и листы, купленные Эсториком. Это неменовский «Гоголь», «Начало игры» Бориса Ермолаева, «Хава» Анатолия Каплана, «Натюрморт с красным графином» Михаила Скуляри.

Интересны свидетельства 1960-х годов - «Виргиния» Александры Якобсон о поколении советских стиляг и «Бензоколонка. Ночь» Веры Матюх, демонстрирующая веру в технический прогресс. Литографии дополнены афишами и каталогами западных выставок ленинградских художников из собрания Татьяны Решетниковой.

#литография #выставка #Ахматова

Комментарии