Место встречи у Ахматовой

Выставка «Ленинградская литография. Место встречи» открылась в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. На примере частной, на первый взгляд, истории она рассказывает о тесной связи времен, единстве культурного пространства, необходимости человеческих контактов.

Место встречи у Ахматовой | Александра Якобсон. «Виргиния». Предоставлено Музеем Ахматовой

Александра Якобсон. «Виргиния». Предоставлено Музеем Ахматовой

Весной 1961 года, когда весь мир говорил о первом космическом полете Юрия Гагарина, в Лондоне открылась выставка «Литографии 27 советских художников». Крупнейшая английская газета «Таймс» проиллюстрировала статью о выставке «Портретом Н. В. Гоголя» Герты Неменовой. Эта легендарная художница, в 1929 - 1930-м - ученица Фернана Леже, в начале 1980-х годов благословившая Тимура Новикова, часто бывала в Фонтанном доме, ее высоко оценила Ахматова.

Все 27 советских художников жили в нашем городе и работали в знаменитой ЛЭЛМ - Ленинградской экспериментальной литографской мастерской, которая располагалась тогда в подвале ЛОСХа на набережной реки Мойки, 83. Эта мастерская была создана в 1933 году и постепенно собрала художников, которые не хотели работать в прокрустовом ложе «единственно верного учения» - социалистического реализма.

В 1960 году во времена расцвета хрущевской оттепели в Ленинград приехал американский галерист Эрик Эсторик. С подачи Рудольфа Майера, главного редактора дрезденского издательства «Искусство», он оказался гостем обитателей подвала на Мойке. И приобрел более 100 листов Анатолия Каплана, Бориса Ермолаева, Александра Ведерникова и других художников.

Через год Эсторик выставил эти литографии в своей лондонской галерее. В предисловии к каталогу он сказал: «Нет никаких постоянных путей и нет постоянных связей, нет укоренившихся моделей поведения. Мы должны сами найти этот путь, и искусство - лучший тому помощник».

В том же году выставка была показана в Нью-Йорке, вскоре Эсторик подарил Музею современного искусства (МоМА) 34 листа пяти художников, и ровно 55 лет назад, в октябре 1962 года, они были показаны на выставке «Европейская печатная графика. Новые поступления». Тех, кто интересуется подробностями, отсылаем на сайт МоМА, где воспроизведена машинопись с полным списком произведений.

Нынешняя петербургская выставка готовилась несколько лет международной командой во главе с петербургским коллекционером Николаем Кононихиным. На ней представлены около 100 произведений, которые созданы в разные годы всеми участниками «лондонского проекта». Литографии принадлежат Музею Ахматовой и частным коллекционерам. Несколько листов относятся к тем же тиражам, что и листы, купленные Эсториком. Это неменовский «Гоголь», «Начало игры» Бориса Ермолаева, «Хава» Анатолия Каплана, «Натюрморт с красным графином» Михаила Скуляри.

Интересны свидетельства 1960-х годов - «Виргиния» Александры Якобсон о поколении советских стиляг и «Бензоколонка. Ночь» Веры Матюх, демонстрирующая веру в технический прогресс. Литографии дополнены афишами и каталогами западных выставок ленинградских художников из собрания Татьяны Решетниковой.

#литография #выставка #Ахматова

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?