Место встречи– театр

30 сентября спектаклем «Дядя Ваня» в постановке Андрея Михалкова-Кончаловского откроется XXVI международный театральный фестиваль «Балтийский дом». О том, что увидят театралы нынче на этом смотре, наша газета уже писала. Мы решили уточнить, почему фестиваль получил девиз «Театр по правилам и без», а также узнать, что же готовит театр-фестиваль «Балтийский дом» в новом сезоне. Обо всем этом журналист Екатерина ЮРЬЕВА побеседовала с генеральным директором «Балтдома» Сергеем ШУБОМ.

Место встречи– театр | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

- Есть мнение, что петербургская публика с трудом принимает новации. Но, может быть, Петербургу и стоит оставаться таким театральным заповедником?

- Но развиваться-то надо. Можно говорить, что русский язык - самый лучший, но ведь при этом знание английского не является грехом. Так что неплохо быть хотя бы в курсе того, куда и как развивается это искусство. Не всякий эксперимент в театре становится прорывом, но все это шаг вперед. Именно нарушение правил дает порой движение искусству. Потому мы в этом году дали девиз нашему фестивалю - «Театр по правилам и без». Как это ни парадоксально, сегодня именно наши академические театры прорываются в новую форму, ищут и находят свежие театральные способы выражения. И это новое лицо академической сцены мы решили показать на нашем фестивале, придумав специальную петербургскую программу, в которую вошли спектакли «По ту сторону занавеса», поставленный Андреем Жолдаком в Александринском театре, «Гроза» Андрея Могучего, «Сон об осени» Юрия Бутусова, «Сегодня. 2016» Валерия Фокина, премьеры нашего театра «Анна. Трагедия» Александра Галибина и «Семья» Анатолия Праудина.

- Но в то же время круг участников фестиваля из других городов явно сузился.

- Увы. Проблема, как и у всех, - в сложностях с финансированием. На фестиваль выделили лишь 5 млн рублей. Это очень мало для фестиваля мирового уровня. Нам пришлось отказаться от приглашения Люка Персеваля и его коллектива. Он наш друг, «Макбет», поставленным им в «Балтийском доме», мы с большим успехом показываем за границей. Но гонорары его немецкой труппы для нас неподъемны. Я вам больше скажу - мы и Кончаловского привозим только благодаря кооперации с известным петербургским продюсером Ниной Петровой. И театр из Ростова-на-Дону смог приехать, потому что ему выделили деньги местные власти. Так что, к сожалению, дело, которому мы отдали 26 лет, все труднее и труднее сохранять. А это важно, и не только потому, что фестиваль за эти годы привил театральной публике вкус к новому сценическому языку, связанному с активной режиссерской энергетикой. Сейчас очень важно сохранять диалог между культурами, иначе мы вообще потеряем общий язык.

- Вы часто выезжаете на гастроли за рубеж?

- К сожалению, нет, это слишком дорогое для нас удовольствие. Мы представлены на европейском театральном ландшафте благодаря «Макбету» Персеваля. Вот и сейчас, в двадцатых числах сентября, наш шекспировский спектакль вновь отправился на гастроли. В прошлом году мы его показали в рамках «Петербургских театральных сезонов» в Белграде, на этот раз - в Афинах. Надо сказать, это особое чувство - выступать в месте, где зарождался европейский театр. То, что делает Виктор Минков (директор фестиваля «Петербургский театральный сезон». - Прим. ред.) вот уже десять лет, показывая наши спектакли в разных городах Европы, - достойное дело. Он дает возможность театрам выехать на гастроли, а без гастролей театр жить не может - нужна эмоциональная встряска, нужен новый зритель. Театрам престижно попасть в эту «выездную» обойму, ведь это оценка их работы не только дирекцией «сезонов», но и целым городом (проект осуществляется при поддержке комитета по культуре. - Прим. ред.). «Петербургские театральные сезоны», как очевидно из названия проекта, - это презентация культуры нашего города. Очень важно ощущать себя частью большого мира.

- Вот вы вернетесь из Греции, пройдет фестиваль. Что дальше? Какие премьеры нам ждать в этом сезоне?

- Только что Александр Галибин представил свою версию знаменитого романа Толстого «Анна Каренина» - оригинальную, по духу очень близкую древнегреческим трагедиям. В этом спектакле Анна вовсе не такая уж безвинная жертва, а Каренин вовсе не паук, который загубил несчастную жену. На Малой сцене Владимир Тыкке ставит спектакль про Марию Стюарт «Ваша сестра и пленница», а Леонид Алимов - «Анекдоты» Вампилова и «Матренин двор» Солженицына. Для маленьких зрителей готовим спектакль «Все о драконах» в постановке Дмитрия Петруня. В новом году - большая работа Иосифа Райхельгауза (худрук московского театра «Школа современной драмы». - Прим. ред.). Он поставит у нас пьесу А. Островского «Таланты и поклонники». Уверен, мы увидим что-то весьма любопытное.

- Не вырисовывается генеральная линия.

- Да, у нас такое лоскутное одеяло. Но сделать хорошее изделие в стиле пэчворк - очень непросто. Нужно, чтобы все совместилось, чтобы цвета не убивали друг друга, а, наоборот, подчеркивали. Потом не забывайте, у нас тысячный зал, поэтому мы должны балансировать на грани бизнеса и настоящего искусства. Вот, к примеру, у нас идет с аншлагами яркий, красочный мюзикл «Шерлок Холмс». В роли сыщика - Владас Багдонас, которого можно увидеть едва ли не во всех спектаклях Някрошюса и который у нас играл в «Москва - Петушки». Но однажды он сказал: «Больше не могу играть трагедии!» И пожалуйста - теперь Багдонас выходит на сцену в кепи Холмса и... с электрогитарой. В свое время мы придумали спектакль «Возвращение в любовь» по Паулсу - Евтушенко, который стал шлягером.

- В театральной среде бытует мнение, что театр сегодня переживает не лучшие времена. На первый взгляд так не скажешь.

- Проблема в том, что интерес к театру сегодня минимален. Театр перестал нести функцию и нравственную, и эстетическую, которую нес 20, 30 лет назад.

- Почему это произошло?

- На это влияют глубокие внутренние процессы, которые происходят в обществе. Хотите, называйте его обществом потребления, обществом выживания или еще как, суть не меняется: в этом обществе театр не является властителем дум. Свои позиции он сохраняет лишь в среде интеллигенции. Ведь в театр ходят 5 - 6% населения Петербурга. Видимо, он будет по-настоящему востребован, когда в обществе созреет некая потребность в диалоге, ведь театр - это все-таки место некой публичной встречи, дискуссии, разговора.

- Может быть, и театр не предполагает такого разговора? Поводом к какой дискуссии может стать Островский?

- Смотря какая пьеса Островского. Нет, вопрос не в драматургии, а в том, что лежит в основе идеи режиссера. Мы в будущем году хотим поставить «Милого друга» Мопассана. Я перечитал роман и, признаюсь, удивился, насколько он современен. Ведь это история молодого человека, который делает карьеру, идя по головам. Так что я убежден: время, когда у общества возникнет потребность в высказывании, еще не пришло. Пока все ориентиры связаны с выживанием, достатком, комфортом.

Но это не значит, что нам остается лишь покорно наблюдать за этим процессом. Прежде всего, думаю, надо заниматься молодым поколением. Завоевывать его. Используя и новые средства коммуникации, и способы формирования сознания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.