2Vtzqv4Hz9U

Место встречи — архитектура. Фестиваль «Архитектон» открылся в ЦВЗ «Манеж»

Он включает в себя серию выставок, лекций, «круглых столов», посвященных современной петербургской архитектуре. Основная идея — собрать в одном месте на несколько дней (фестиваль завершится уже 17 сентября) профессионалов и тех, кто интересуется городским развитием, представить лучшие проекты, поговорить о проблемах, попытаться заглянуть в будущее.

Место встречи — архитектура. Фестиваль «Архитектон» открылся в ЦВЗ «Манеж» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказал Георгий Снежкин, петербургский архитектор, один из кураторов проекта, «Архитектон» существует с 2001 года. До сих пор это был региональный смотр-конкурс, узкопрофессиональное событие для своих. В этом году по инициативе Петербургского союза архитекторов «Архитектон» изменил формат.

«Мы выбрали девизом фестиваля три слова — «Посвящение. Диалог. Действие». За первым словом стоит желание показать широкой ­публике лучшие, на наш взгляд, проекты и постройки последних лет, созданные петербургскими бюро, — пояснил Снежкин. — Понятие «диалог» обращено прежде всего к профессиональному сообществу: для архитекторов моего, среднего, поколения очевидна необходимость измерять успешность не возрастом, а талантом и качественными проектами. Наконец, слово «действие» обозначает желание, чтобы к мнению архитекторов прислушивались. Например, сейчас профессиональное сообщество пытается не дать снести советское здание аэропорта «Пулково».

На первом этаже «Манежа» представлены короткие презентации участников конкурса — по три-четыре планшета в электронном виде. Всего в четырех номинациях (лучший проект и лучшая из реализованных жилых построек; лучший проект и лучшее из построенных общественных зданий) было выставлено более сотни заявок. Организаторы фестиваля умышленно составили жюри из московских архитекторов и экспертов, которые могут увидеть нашу ситуацию, что называется, со стороны и быть максимально объективными.

Архитектон5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


На открытии фестиваля назвали победителей. Большая часть наград досталась молодым ­командам. Дважды лауреатом стало архитектурное бюро Rhizome. Отель «Времена года» на курорте «Игора» в Ленинградской области отмечен как лучшее построенное общественное здание, он же получил «Гран-при» конкурса.

Объяснила такой выбор Юлия Тарабарина, член жюри конкурса: «Это легкая, прозрачная, чистая форма, которая органично вписана в природный ландшафт».

В комментарии для нашей газеты архитектор Яна Демина, получавшая награду, пояснила, что двухэтажное здание состоит из металлических модулей, отделанных деревом. Изогнутый план корпусов вдохновлен архитектурой советского модернизма.

Архитектон1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


На том же первом этаже «Манежа» находится «Видеоарх» — мультиплекс, где показываются 16 десятиминутных роликов, предоставленных ведущими петербургскими архитектурными бюро. Своего рода состязание, но не проектов, а красноречия. Там же находится стенд с фотографиями, посвященными 90‑летию Петербургского союза архитекторов. Его членом, как выяснилось, был Казимир Малевич, автор первого «Архитектона».

На втором этаже «Манежа» размещены несколько выставок. Визуальным эпиграфом к проекту «Руина» стала серия гравюр Павла Шиллинговского «Петербург. Руины и возрождение», изданная ровно 100 лет назад, — автор надеялся на возрождение города после революции и Гражданской вой­ны. Бюро TOBE architects создало «Макет. Лед», по форме повторяющий форму здания ДК им. Кирова — памятника ленинградского конструктивизма. Макет будет постепенно таять, что, по мнению авторов, должно напомнить зрителю: даже при сохранении облика здания ушла его функция дворца культуры, полноценной замены которой не придумано.

Проект «Ленинградская школа» подготовлен Андреем Ларионовым, сотрудником КГИОП, занимающимся ленинградским модернизмом. Он разделил работы мастеров 1970‑х годов на четыре направления: хай-тек, брутализм, гуманизация архитектуры, постмодернизм. Редкие чертежи из личных и семейных архивов представляют творчество Виталия Сохина, Натальи Захарьиной, Сергея Шмакова, Олега Романова, недавно ушедшего от нас Евгения Рапопорта и других известных авторов.

Архитектон3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Чтобы дать зрителям возможность отдохнуть от серьезных тем, в центре второго этажа выстроен «Архитектурный депозитарий». Кураторы предложили коллегам предоставить на время вещи из своих кабинетов. Собрался пестрый набор из 400 предметов — от редких книг и готовальни Ивана Фомина до массовых сувениров и круга для дартса.

Финалом выставки стали шесть стендов профильных вузов. Одни показывают дипломные проекты выпускников, другие — научные изыскания о городских экосистемах, третьи открыли студию, откуда идут трансляции диалогов с участниками фестиваля. Кроме того, для желающих узнать что‑то новое для себя об архитектуре подготовлена большая ­программа лекций и «круглых столов» (расписание на сайте фестиваля architecton.spb.ru).


#архитектон #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7501) от 14.09.2023 под заголовком «Место встречи — архитектура».


Комментарии